Несколько крупных банков планируют уже в следующем году предоставить клиентам возможность знакомиться со своей кредитной историей посредством онлайн-банкинга
Переговоры с банками о возможности получения их розничными клиентами своих кредитных историй через системы интернет-банкинга ведут два крупнейших бюро. Это Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) и "Эквифакс", совокупно консолидирующие более 70% всей информации о кредитных историях граждан. В обоих бюро эту информацию подтвердили. "Мы рассчитываем, что первые банки, с которыми ведутся переговоры, смогут запустить новый сервис для своих клиентов уже в начале 2013 года",- сообщил гендиректор "Эквифакса" Олег Лагуткин. По словам гендиректора НБКИ Александр Викулина, идентификация гражданина как субъекта кредитной истории при доступе к ней через системы онлайн-банкинга будет проводиться при входе клиента в эту систему.
Необходимость идентификации - основная причина, по которой сейчас граждане не имеют оперативного удаленного доступа к своим историям. Заказать кредитную историю удаленно можно и на сайтах БКИ, но во избежание ознакомления с ней посторонних лиц гражданину необходимо подтвердить свою личность. Для этого нужно либо явиться в офис БКИ, либо отправить телеграмму почтой, что значительно удлиняет процесс ознакомления с кредитной историей. При получении истории через систему интернет-банкинга этих неудобств не будет.
В БКИ не раскрывают названия банков, с которыми ведутся переговоры. Однако по информации "Ъ", среди них - ТКС-банк, "Петрокоммерц", ВТБ 24, Москомприватбанк. В этих банках информацию о переговорах с БКИ подтвердили. "Мы рассматриваем возможность предоставления клиентам доступа к информации об их кредитных историях в разных БКИ. Одна из идей - предоставлять данные о кредитной истории через наш интернет-банк - Телебанк,- рассказала зампред правления ВТБ 24 Екатерина Петелина.- Но сначала мы планируем протестировать этот сервис в пилотном режиме в отделениях". В пресс-службе Москомприват банка сообщили, что подобный сервис уже более двух лет существует на Украине в материнском Приватбанке и сейчас готовится к запуску в России.
Впрочем, за удобство и оперативность доступа к своей кредитной истории клиентам банков, скорее всего, придется заплатить. Устанавливать цену будут банки. По мнению представителей БКИ, скорее всего, она будет на уровне либо чуть выше тех 300-400 руб., которые сами банки платят бюро за каждую историю заемщика. При этом, по мнению экспертов, стоимость получения кредитной истории через систему интернет-банкинга будет ниже, чем стоимость ее получения у других посредников (0,8-1 тыс. руб.): ведь затраты банков, уже давно имеющих клиентские онлайн-системы, на создание инфраструктуры для новой услуги будут минимальны.
В БКИ рассчитывают, что новый сервис будет пользоваться спросом у банковских клиентов и принесет бюро дополнительный доход. Так, например, появление услуги по заказу кредитной истории на сайте "Эквифакса" увеличило число запросов от граждан с 250 до 80 тыс. в месяц, говорит господин Лагуткин. Число пользователей банковских онлайн-систем несопоставимо больше.