По мнению ряда экспертов, микрофинансовые организации сегодня являются основной опорой малого бизнеса и служат формированию среднего класса
К концу 2012 года объем рынка микрокредитования приблизится к 55 миллиардам рублей, а через пять лет составит 150 миллиардов рублей, прогнозируют участники рынка. При этом порядка 60% всех выданных займов будет приходиться на малый бизнес. По итогам 2011 года рынок микрокредитования вырос на 20% до 35-37 миллиардов рублей. Высокие темпы роста обусловлены низким уровнем насыщения, отмечают эксперты. В 2011 году около 60% микрозаймов было предоставлено на развитие бизнеса, 40% - на потребительские нужды, из которых около 10% составили "займы до зарплаты".
Как сообщил 9 октября на встрече с журналистами президент некоммерческого партнерства "Национальная ассоциация участников микрофинансового рынка" (НАУМИР) Михаил Мамута, кредитование малых и средних предприятий является основой рынка микрокредитования. "Наш рынок не является ситуационным, и спрос со стороны предпринимателей неуклонно растет", - сказал Мамута. По его словам, многие предприятия в России работают "полуформально" и не имеют возможности получить кредит в банковской организации. Средняя ставка по микрокредитам для малого и среднего бизнеса составляет 25%.
Типичным клиентом микрофинансовой организации является малое предприятие работающее в секторе торговли или в сфере услуг, с оборотом до 3 миллионов рублей, рассказала генеральный директор ОАО "Финотдел" Екатерина Сидорова. По ее словам, средний размер микрозайма, который требуется таким предприятиям два раза в год, составляет 260 тысяч рублей. Срок погашения кредита составляет, в среднем, два года, указала Сидорова. "Значительная часть представителей малого бизнеса имеет ограниченный доступ к банковским кредитам по причине отсутствия кредитной истории, объектов залога и в достаточной степени подтвержденного оборота", - отметила генеральный директор ОАО "Финотдел". Именно поэтому отмечается рост спроса на микрокредиты со стороны малого и среднего бизнеса.
По словам председателя совета директоров группы компаний Adela FRG Евгения Бернштама, МФО, которые играют значительную роль в развитии малого бизнеса, способствуют формированию столь важного для экономики среднего класса. "С точки зрения малого бизнеса, упрекать микрофинансистов в ростовщичестве - все равно, что вести подрывную деятельность", - уверен он.
Более половины предпринимателей, оценивающих свой бизнес как устойчивый, испытывает дефицит средств для развития, соглашается начальник управления по работе с малым и микробизнесом Райффайзенбанка Максим Лукьянович. Однако, помимо МФО имеется и «банковская» альтернатива. "В этой связи банки все активнее предлагают простые и быстрые экспресс-кредиты со скорринговой оценкой и к тому же с повышенным размером кредитов", - сказал он. При этом роль микрофинансовых организаций заключается, прежде всего, в первой финансовой помощи начинающему бизнесу и формировании кредитной истории. По его словам, лучшей альтернативой микрофинансирования для развития бизнеса являются государственные субсидии (гранты, льготы по участию в выставках и т.п.). Далeе, при достижении срока деятельности бизнеса от 6 -12 месяцев банки предлагают различные кредитные программы, исходя из потребностей бизнеса.
Рынок микрокредитования в настоящий момент проходит активную фазу развития и, по оценкам аналитиков, будет расти быстрее остальных сегментов рынка. Однако развитие микрокредитования будет в первую очередь зависеть от политики государства в области малого бизнеса.