Конкуренция вырастет, увеличатся ставки, портфели банков по автокредитам могут сократиться вдвое
Программа льготного автокредитования сделала свое дело. Кроме того, что государство поддержало российский автопром и граждан, которые смогли купить авто, оформив кредит под более низкие проценты, банкам эта программа также принесла пользу в виде увеличения кредитных портфелей. Сегодня спрос и на автокредиты и на машины достиг докризисного уровня, поэтому программу не собираются продлевать. Доля авто, проданных по кредитным программам, в 2011 году составила около 40% от объема продаж. В докризисные годы эта цифра равнялась 30%, в 2009 году было падение до 16,8%. То есть ситуация более чем выправилась.
По мнению экспертов, после отмены программы льготного автокредитования эта цифра пойдет вниз, опустится ориентировочно до 30%. Ставки подрастут по большинству программ. Чтобы снизить ставки банкам нужно работать в партнерстве с автоконцернами. Они могут за счет своих субсидий «сократить» ставку для потребителя. Автоконцерны сегодня практикуют такое сотрудничество, но все чаще они выходят на рынок с собственными предложениями через свои финансовые структуры, такие как: Тойота-банк, Мерседес-Бенц Банк Рус, БМВ-банк, Банк оф Токио-Мицубиси ЮЭфДжейи т.д.
Такие кэптивные банки могут вырваться вперед с отменой программы льготного автокредитования. Ведь они имеют доступ к более дешевому фондированию от головных компаний - автоконцернов. Еще один плюс в конкурентной борьбе - их большая гибкость. Они могут предложить дилерам доступ к факторингу, кредитным линиям, овердрафту. Банки в этом смысле более консервативны. По оценкам экспертов портфель кэптивных банков подрастет до 40% (сейчас - около 25%). Универсальные банки небольшого размера потеряют часть портфеля по автокредитам. Крупные универсалы сохранят свои позиции и после отмены льготной программы. Основная конкуренция будет разворачиваться как раз между крупными универсальными банками и кэптивными банками автоконцернов. Некрупные банки вынуждены будут перестраиваться. Возможно, они станут предлагать кредиты на подержанные авто. То есть будут заняты поиском новой ниши. Но большинство просто переориентируются на кредитные карты или экспресс-кредитование. Сокращение доли автокредитов в общем розничном портфеле уже не вызывает у экспертов никаких сомнений, в течение ближайшей пятилетки она может сократиться вдвое.