Прогноз развития банковского ретейла в России

26.09.2011 10:00
Скопировать ссылку

Интервью с Дмитрием Лепетиковым, директором Центра маркетинговых исследований ВТБ24.
Часть I. Кредиты.

Интервью с Дмитрием Лепетиковым, директором Центра маркетинговых исследований ВТБ24. Часть I. Кредиты.

Население вновь возвращается к потребительской модели поведения

Ключевая тенденция, которая формирует российский банковский рынок сейчас такова, что мы вновь возвращаемся к потребительски ориентированной модели поведения населения. К той модели, которая уже была доминирующей в нашем банковском секторе с 2005 до середины 2008 года. Если посмотреть на то, как соотносятся между собой темпы роста привлечения и темпы роста кредитования в ретейле, мы увидим, что вплоть до начала 2011 года в российской банковской системе темпы привлечения, т.е. сберегательная активность наших граждан, превышали темпы размещения, т.е. кредитную активность. Причина этому была сформирована в конце 2008 - начале 2009 года тем самым кризисом, который мы уже более-менее успешно преодолели. Тогда, в условиях кризиса, желание удовлетворить какие-то насущные потребности у многих граждан отошло на второй план, и уступило место желанию сберечь, желанию отложить на черный день, желанию обеспечить себе уверенность в будущем. Люди не были уверены в том, что они сохранят свою работу, свои доходы. Им хотелось обеспечить себе некий запас прочности на случай «черных дней». Общая тенденция была именно такова и тогда темпы роста привлечения в банковской системе показывали очень высокие темпы. Два года подряд они превышали 30%, что, кстати, свидетельствует о высоком уровне доверия к российским банкам и высоком уровне доверия к российской системе защиты, которую банки давали своим вкладчикам. В отличие от прежних кризисов, население тогда не бежало из банков, а бежало наоборот, в банки, надеясь именно в них найти защиту. Но ситуация изменилась. Кризис отошел. Начали расти доходы населения, начали расти другие экономические показатели. Люди вновь обратились к удовлетворению насущных потребностей, вновь начали думать о новых квартирах, новых машинах, новых возможностях и т.д. И это неизбежно возвратило их в наши банки за кредитами, неизбежно вызвало рост кредитования. Ведь кредитование и сбережение обычно работают в противофазе. Человек обычно является либо вкладчиком, либо заемщиком. Довольно редко бывает, что ему удается совмещать обе эти функции. Поэтому рост кредитов населения, опережающий рост сбережений, довольно четко говорит о том, что наши граждане настроены больше потреблять. Они уверены в завтрашнем дне, они достаточно спокойны за свое будущее.

Розница опережает корпоративный сектор

Если говорить о сравнении ретейла с другими банковскими операциями, то опять таки мы возвращаемся к модели 2005-2007 года, когда кредитование розницы, кредитование физических лиц по своим темпам значительно опережало корпоративное кредитование. Почему это происходило? Потому что банковский ретейл - это, с одной стороны, операция выгодная банкам, с другой стороны, это операция, которая имеет прямое отношение к нашим гражданам, т.е. вызывает интерес у очень большого количества клиентов. Ведь корпоративный кредит - это кредит предприятию. Предприятие на этот кредит должно выпустить товары или оказать определенные услуги и только тогда эти услуги, т.е. этот кредит каким-то образом отразится на жизнедеятельности наших граждан. А в рознице вы, приходя в банк за кредитом, обращаетесь за удовлетворением вашей потребности в новой машине, в новой квартире, в новой мебели, в чем-то еще. Кредит здесь выступает средством реализации конкретной вашей потребности. Здесь цепочка очень простая и очень понятная, поэтому кредитование населения является той операцией, которая непосредственно связывает человека и его желание и потребность, и когда ситуация в экономике стабильная, этот сектор должен обязательно иметь высокие темпы роста. Еще, нужно добавить, пока у нас проникновение банковского кредитования в жизнь населения значительно ниже других развитых стран, и европейских и американских. В этом у нас большой потенциал и он долго еще не будет исчерпан.

Рост оборотов розничной торговли способствует росту кредитной активности

Рассмотрим другие показатели. Если посмотреть на оборот розничной торговли, на экспорт/импорт, мы увидим, что в 2011 год эти показатели заметно выделяются, заметно выше показателей нескольких предыдущих лет. Оборот розничных услуг - это как раз те продукты и услуги, на которые граждане охотно берут кредиты. Экспорт/импорт - то же самое, поскольку имеет самое прямое отношение к розничному кредитованию: многие продукты и товары, которые покупаются в кредит, имеют не отечественное, а импортное происхождение. Если есть товар, если есть спрос, то значит и больше возникает возможностей для объединения товара и желаний потребителей. Собственно чем банки и занимаются.

Еще один пример на эту тему - это продажа машин. Продажа машин сейчас уже близки к пиковым значениям, которые наблюдались в первой половине 2008 года, до кризиса. Машины продаются и постепенно растет кредитное проникновение. Тем самым банки, которые занимаются автокредитованием, также получают новых клиентов, получают новые возможности для развития своего бизнеса.

Что нас ждет в конце 2011 - начале 2012 года?

Собственно те тенденции, которые я описывал ранее, формируют наше мнение по части прогнозов развития российский банковской розницы. У нас будет опережающий по темпам рост кредитного портфеля. Сейчас мы оцениваем этот рост в 24-25% по итогам 2011 года и до 31-32% в 2012 году. Основными драйверами роста в 2011 году выступают кредитные карты, портфели по которым растут очень быстро и там возможен рост до 60% и выше по итогам года.

Помимо карт у нас в стране продолжает развиваться направление кредитования наличными. Несколько отстают по темпам роста автокредиты и ипотека в этом году. Но в 2012 году эти сектора, по нашему мнению, выйдут в число ведущих и темпы роста по ним практически достигнут темпов роста кредитов наличными. В каких-то регионах эти тенденции могут немножко отличаться, но, тем не менее, рынок по всей России именно такой.

Ответы на дополнительные вопросы:

- Дмитрий, дайте расширенный прогноз по ипотеке. Появятся ли новые продукты или программы. Изменятся ли процентные ставки или условия выдачи?

- Ипотека будет расти более высокими темпами. В это году она растет пока ниже, чем в целом кредитный портфель. Потому что ипотечный продукт - он наиболее сложный и выходит из кризиса наиболее тяжело. Но зато это самый долгоиграющий банковский продукт и удовлетворяет для многих самую важную жизненную потребность. Что касается новых продуктов, то работа идет постоянно. Недавно мы значительно упростили процедуры в ипотечном кредитовании и теперь вам нужно тратить значительно меньше сил на сбор необходимых документов. Условия выдачи для наших клиентов стали более льготными. Что же касается процентных ставок, то на величину процентных ставок влияет несколько показателей. Во-первых, это стоимость ресурсов. Во-вторых, это риски. В-третьих, это операционные расходы. В-четвертых, это банковская маржа. По всем этим направлениям подвижки вниз возможны, но я бы не сказал, что в ближайшее время будет какое-то значимое снижение ставок по ипотеке. Оно уже произошло. Если вы сравните ставки, которые есть сейчас и которые были пару лет назад, вы увидите, что они на несколько процентных пунктов снизились. Возможно, они будут снижаться и дальше, но это будет определяться не столько банками, сколько ситуацией на рынке, ситуацией с рисками.

- Есть ли страны, где проценты по ипотеке выше, чем в Российской Федерации?

- Советую на Украину съездить. Возможно и в других странах подобное есть.

- На 1 августа половина портфеля ВТБ24 - это потребительские кредиты, а треть - ипотека. Какие задачи по развитию кредитных продуктов стоят перед банком сейчас? Рост кредитных карт, автокредитов?

- Мы универсальный банк и у нас амбициозные планы по всем направлениям. Сейчас бизнес-план на 2012 год в банке только формируется. Он находится в процессе подготовки и согласования. Могу сказать только, что по всем основным кредитным продуктам мы хотим наращивать свою рыночную долю. У нас нет одного базового продукта и возможно в этом наша сила. У нас по всем направлениям есть заделы и по всем направлениям нам есть куда расти.

- Назовите основные причины низкого уровня кредитования юридических лиц в банковской системе?

- Я бы не сказал, что уровень кредитования юридических лиц низкий. Он нормальный. Просто розница гораздо быстрее растет. Корпоративный сектор в России - он очень сложный, очень разнообразный: начиная от Газпрома и заканчивая индивидуальными частными предпринимателями. Ко всем нужен отдельный особый подход. Мы развиваем все направления нашего бизнеса. Сектор юридических лиц он более серьезный и он более консервативный.

- Будут ли изживать себя кредиты наличными и произойдет ли переход всех кредитных продуктов на карточки?

- Кредиты наличными конечно не умрут. Действительно, кредит на чайник - это уже прошлый век. Для этого существуют карты. Но кредиты на более дорогие товары и услуги останутся. И банки их будут продолжать предоставлять. Карточки будут наращивать свой удельный вид в кредитных портфелях. Но сейчас портфель по картам в несколько раз меньше портфеля по кредитам и эта разница за год-два никуда не исчезнет. Эти продукты не столько конкурируют, сколько дополняют друг друга. Один кредит наличными - это кредит на что-то разовое, большое. Кредитная карта - это постоянная линия, постоянный кредит на мелкие цели. Поэтому продуктового каннибализма быть не должно.

- Как Вы относитесь к идее кредитования и выдачи кредитных карт таким категориям как пенсионеры, студенты и дети?

- Все зависит от конкретных случаев, потому что само по себе то, что человек студент, не может означать, что он является высоко-рисковым клиентом. Студенты разные бывают. Я читаю лекции в Высшей школе экономики. И вот если посмотреть на каких машинах туда студенты приезжают, то становится понятно, что у этого студента, если не блэк, то уж платиновая карта в портмоне есть. Я считаю, что здесь перспектива, особенно у молодых возрастных групп, очень интересная. Вопрос только взвешенности рисков. Само по себе то, что человек студент не должно являться препятствием для выдачи кредита. Нужно смотреть какие у него доходы и так далее. Есть уже программы, когда родители могут детям карточки оформлять (в мире и в России). Рынок вполне имеет место на существование.

- Будете ли вы наращивать долю кредитных карт?

- Это произойдет неизбежно. Раз рынок карт растет, то и мы будем идти за ним, наша доля портфеля по карточкам будет расти. Но на сколько, время покажет.

Материал подготовлен по итогам видеоконференции 16 сентября 2011 г.

Просмотров: 3274
Читайте нас в
Все новости

Рейтинг банков "Активность пресс-службы банков"

  • ВТБ
    1
  • СберБанк
    2
  • Россельхозбанк
    3 (+1)
  • Альфа-Банк
    4 (-1)
  • Банк Уралсиб
    5
  • Банк Синара
    6 (+28)
  • УБРиР
    7 (-1)
  • Т-Банк
    8 (-1)
  • Примсоцбанк
    9
  • Первоуральскбанк
    10 (-2)
на 04.06.2025 Общий рейтинг