Чем реже клиентам приходится посещать свой банк, тем удобнее и приятнее работать с ним. Поэтому сегодня, одним из признаков ориентированности на клиентов кредитного учреждения, является наличие удобного и функционального Интернет-банка. Как подобрать для себя интернет-банк, что стоит учитывать при его выборе? На все эти вопросы можно найти ответы в нашей рубрике «Тест-драйв». Первой системой интернет-банкинга для детального изучения стал продукт банка «УБРиР» с упрощенной системой подключения «Телебанк-Лайт»
Пятую версию Телебанка УБРиР запустил минувшей весной, а буквально через несколько месяцев - упрощенную систему подключения к нему - Телебанк-Лайт. Подключиться и использовать интернет-банк УБРиР можно и как и раньше - с помощью электронной цифровой подписи. А это для среднестатистического пользователя очень непростой процесс. Как мне объяснили в офисе банка, сначала нужно в соответствии с инструкциями, размещенными на сайте банка, загрузить и установить на своем компьютере программное обеспечение, сгенерировать секретный ключ и запрос на изготовление сертификата, получить файл сертификата и подписать его бумажный экземпляр в отделении банка. Специалисты банка уверяют, электронная цифровая подпись - лучший способ защиты средств на карточном счете. Чтобы подключиться по схеме «Телебанк-Лайт», таких усилий и такого мозгового штурма не требуется. Все гораздо проще.
Разбор по «винтику» за 48 часов провела наш корреспондент Евгения Смоляр.
1. «Ни два, ни полтора…» Стадия оформления.
Два посещения отделений УБРиР - это те усилия, которые придется применить при получении доступа к удаленной системе. Это в том случае, если вы не являетесь клиентом данного кредитного учреждения. В первый раз для того, чтобы открыть счет и подать заявление на выпуск пластиковой карты, второй раз - для того, чтобы забрать «пластик» и подписать необходимые документы. Вместе с договором вы получите два конверта с «ключами» от пластиковой карты и интернет-банка. По времени у меня это заняло семь дней, в том числе плюс два дня на оформление документов (первый день - приехать, подать заявление, второй - все подписать, забрать документы). Теперь можно приступать к самому тестированию системы.
2. «Из чего же, из чего же?..» Возможности системы.
Интернет-банк УБРиР предназначен для удаленного доступа к системе работы с денежными средствами конкретного физического лица. Возможности данной системы позволяют выполнять такие банковские операции, как, формирование выписок и платежных поручений, перевод денежных средств, оплата услуг сотовой и городской связи, коммунальных услуг, штрафов ГИБДД, покупка и продажа валюты, пополнение вкладов и др.
У многих функций есть лимит - ограничение на суммы переводов по ряду операций и общая сумма платежа по данной системе в день составляет 600 рублей. По-моему, маловато будет. В банке это объясняют «соображениями безопасности средств клиента». Все операции, совершаемые пользователями внутри банка, бесплатны. Платежи поставщикам услуг (мобильным операторам, провайдерам, коммунальным компаниям и т.д.), с которыми у банка заключены договоры, тоже осуществляются без комиссий. По некоторым видам платежей и переводов за пределы банка взимаются комиссии в соответствии с установленными тарифами. Так, комиссия за оплату штрафов ГИБДД начисляется в размере 3% от суммы, но не менее 10 рублей. Подробности и полный перечень возможностей и условий ограничений «Телебанк-Лайт» можно узнать здесь.
3. «Миссия выполнима». Регистрация и вход в систему
Для того чтобы войти в «Телебанк-Лайт», достаточно компьютера, подключенного к сети Интернет. Совершаем несколько привычных действий. Заходим на сайт «УБРиР» http://www.ubrr.ru/ и проходим несколько вкладок до нужной странички. Ищем вход в интернет-банк. Сотрудники банка утверждают, что на главной странице есть вход - 3 клика. Однако я так его и не нашла.
Приходится внимательно присмотреться. «Вход в систему» - одна из строчек-ссылок левого столбца, ничем особо не выделенная. Как оказалась, это и есть вход в Телебанк. Запоминаем страничку - http://tb.ubrr.ru. Хорошо, что это одноразовое действие.
В первом поле заводим № карты банка - 14 цифр (можно посмотреть либо в конверте, либо в договоре). В поле пароль вводим 4-хзначную цифру (смотрим тут же в конверте).
После этого появится еще одно окно с требованием ввести динамический пароль. Динамический пароль состоит из 4 цифр и приходит вам на мобильный телефон sms-сообщением. На каждый вход в систему генерируется индивидуальный шифр - это один из уровней защиты данной системы. Кроме того, это удобно тем, что не нужно носить с собой ключи, зачастую в том или ином роде существующие у других интернет-банков, мало ли, потеряются. Зашла, можно приступать к работе.
4. «Все могут короли…» Функциональность системы.
4.1. «Под крышей дома…» Настраиваем домашнюю страницу.
Первое, что мы видим, войдя в интернет - банк - четко прописанные вкладки, нет «грязи». Максимальная функциональность и простота. Тут же нам сразу предлагают - настроить домашнюю страницу. Для чистоты эксперимента ставим все галочки, получается следующее:
Несколько стандартных полей, таких как: расчетные счета, кредитные счета, карты (перечень карт в этом банке), переводы, платежи и платежные поручения. Есть курсы валют УБРиР и Центрального Банка, можно сравнить. Следующей вкладкой идет календарь, видимо, для тех, кто не дружит со временем, т.е. для меня.
Последние вкладки предназначены для новостей банка и валютного калькулятора! При необходимости их можно перенести, и расположить вкладки по мере надобности. И пусть будет всем хорошо.
4.2. «Кому должен - всем прощаю». Поиск контрагентов/вендоров.
Для быстрой оплаты стандартных платежей, таких как сотовая связь, стационарный телефон и штрафы ГИБДД внутри Телебанка предусмотрено специальное окошко-поисковик со встроенным фильтром под названием - «Поиск вендора». Сама я не часто употребляю это слово, поэтому решила дать пояснения. Вендор в данном случае - это юридическое или физическое лицо, являющееся поставщиком товаров и услуг. Кроме того, есть список основных направлений компаний, оказывающих услуги. Например, оплата коммунальных услуг, оплата сотовой связи и т.д. Рассмотрим пример с поиском контрагента при помощи фильтра. Например, набираем в поле поиска «БИЛАЙН», у нас выпадает 2 возможных контрагента, либо интернет-провайдер, либо оператор сотовой связи. Выбираем второе.
Второй способ выбора вендора - пройти по одному из выделенных направлений и уже внутри этой категории подобрать нужного адресата платежа.
4.3. «Летите, денежки, летите…» Проводим платеж по оплате сотовой связи.
Стандартно, никаких сложностей не возникло. Единственное затруднение, которое может появиться, это отсутствие подсказки или образца ввода сотового телефона. Если вводим с 8, то тогда у нас не входит последняя цифра номера. После этих манипуляций, очевидно, что он вводится без пробелов и восьмерки.
Есть возможность проверить правильность данных и при необходимости отменить платеж.
Можно проверить статус нашей операции - поле «Статус». Правда, я еще ни разу не увидела у себя другой пометки, кроме как «Одобрено». Видимо, ничего противозаконного и сложного в моих действиях нет.
А вот найти болванку быстрой оплаты коммунальных платежей своего дома, я так и не смогла. Нужного отзыва на мой запрос «Единый расчетный центр» и ЕРЦ я так и не увидела. Зато можно оформить «Платежное поручение». Для этого достаточно знать реквизиты. Также есть история Платежных поручений.
4.4. «Держи меня, соломинка, держи…» Тестирование техподдержки
После долгих поисков решила пообщаться с технической поддержкой удаленных систем банка УБРиР. Звонила всего 2 раза, удивительно, но ожидание ответа оба раза не превышало 3 минут. Задала 2 вопроса - первый, как найти ЕРЦ. Оказалось, что просто, особенно, если знать, как он правильно называется. Кстати, имя его - Финансовая Логистика Коммунальные услуги. Заводим в фильтре ЕРЦ, и выбираем нужную компанию. Можно оплачивать, с учетом того, что единоразовый платеж не должен превышать 600 рублей и это единственный платеж, который вы сможете совершить в этот день.
Второй вопрос заключался в поиске «Шаблонов». Оператор техподдержки, судя по голосу, молодой человек, честно пытался наставить меня на путь истинный, но после выяснения всех деталей, сказал, что отсутствие кнопки «Добавить шаблон» в моих платежах - это их ошибка и завтра все будет. Буду ждать завтра!! К сожалению, волшебной кнопочки на «завтрак» так и не появилось. Видимо, не все так просто.
4.5. «Ой, где был я вчера?..» История платежей. Платеж через Историю платежей.
История платежей также находится на видном месте, ее можно сформировать, задав временные рамки, например, за последние 7 дней. Отсюда можно сделать повторный платеж, нажав в конкретном проведенном платеже кнопочку «Заплатить». В процессе формирования можно менять данные, например, изменить сумму платежа мобильного телефона на 250 рублей вместо 300 рублей. Деньги на мобильник приходят в течение нескольких минут - быстро.
4.6. «Когда финансы…» Вклады и кредиты.
С помощью этих вкладок можно посмотреть состояние твоих счетов, вкладов и кредитов, оплатить кредит и пополнить вклад. К сожалению, данную функцию протестировать не удалось, в виду отсутствия таковых. А открывать вклад или брать кредит, честно говоря, я пока не планировала.
5. «Броня крепка…» Безопасность
Основными защитными механизмами в этом интернет-банкинге является:
• Возможность изменять секретный код доступа в систему
• Наличие виртуальной клавиатуры.
• Возможность назначить услугу оповещения о совершаемых в системе операциях, стоимость SMS -информирования - 39 рублей в месяц.
• Добавочный динамический пароль-ключ к доступу в систему, приходящий смс - сообщением.
Отмечу, что данные средства защиты не эксклюзивны и зачастую встречаются с различными модификациями в других банках.
6. «На вкус и цвет…» Возможности работы с различными браузерами.
Сервис «Телебанк - Лайт» работает во всех основных браузерах: Opera, Mozilla Firefox и Internet Explorer. Однако в браузере Opera такой инструмент интернет-банкинга как фильтр и вообще поиск контрагента работает не корректно, а именно зависает, тормозит - раздражающий момент для пользователей данного браузера.
«Разведка доложила…» Подведем итоги.
Плюсы:
1. Удобный и понятный интерфейс, хотя второе далеко не на интуитивном уровне.
2. Есть все основные операции необходимые для среднестатистического пользователя.
3. Наличие большого количества шаблонов для оплаты товаров и услуг.
4. Быстрая работа системы интернет-банка, хотя и есть некоторые задержки в подгрузке фильтра. Но они вполне допустимы.
Минусы:
1. Лимит на денежные переводы в течение дня 600 рублей. Мало.
2. Нет возможности создавать список постоянно используемых «моих» шаблонов оплаты товаров и услуг.
«А нет ли у вас такого же, но с перламутровыми пуговицами?...»
Резюмируем.
Интернет-банк УБРиР версии 5 с упрощенной системой подключения вполне понятен для среднестатистического пользователя и работоспособен. Много интересных задумок и технических решений их выполнения. И, если устранить выведенные мной недоработки, конкурентоспособность данного продукта усилится в разы. Скажу так, есть к чему стремиться, и куда расти. Ждем 6-ю версию!