Депутаты предлагают обязать производителей публиковать на упаковке отпускную цену товара. Это поможет уменьшить накрутки посредников и сетей и сбить розничные цены, считают авторы идеи. И привести к дефициту, добавляют критики
Эта норма должна распространяться на продукты питания, лекарства, санитарно-гигиенические товары и товары бытовой химии, считают во фракции ЛДПР.
Цену предлагается наносить «на упаковку способом промышленной маркировки рядом с информацией об изготовителе (импортере)».
«Эти поправки необходимо внести, чтобы граждане и государство жили лучше!» - аргументировал позицию однопартийцев депутат Кирилл Черкасов, представивший в понедельник этот законопроект на обсуждение членов комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству. По его словам, обществу нужна лакмусовая бумажка, которая покажет, как многочисленные посредники накручивают цены на товары.
Фактически депутаты предлагают переложить на граждан контроль за ценообразованием. «Предположим, уголь активированный сегодня стоит у производителя 9 рублей, а в аптеке он стоит 90 рублей. Когда наши бабушки и дедушки узнают об этой разнице, они всех на уши поднимут!» - пояснил Черкасов.
Еще один аргумент за эту поправку - эта норма не является запретительной, она не устанавливает ограничений по оптовой или розничной наценке.
Инициатива ЛДПР возвращает нас в СССР, во времена плановой экономики, когда цены на промышленные товары указывались непосредственно на товаре. Стоимость же продовольственных товаров наносилась на упаковку. Причем эта цена была и отпускной, и розничной одновременно. Если товар был дефицитный, то спекулянты, предлагая товар, так и говорили: «две цены сверху» или «три цены».
Предыдущая попытка влиять на цены с помощью изменения законодательства была предпринята в декабре прошлого года при обсуждении закона о торговле, но потерпела неудачу.
Тогда некоторые депутаты, в том числе из «Единой России», предлагали ограничить торговую наценку на уровне 25% от цены реализации первому оптовому покупателю. Но в итоге через Думу прошла только норма о том, что правительство будет вправе установить предельно допустимые розничные цены на социально значимые продовольственные товары первой необходимости в конкретном регионе, если розничные цены там в течение 30 дней выросли на 30 и более процентов. При этом держать цены правительство сможет не больше трех месяцев.
Мнения депутатов по поводу новой инициативы также разделились. «Обязательство указывать цену на упаковке приведет к возникновению дефицита товаров. Есть смысл указывать только стоимость товаров первой необходимости», - заявил на заседании комитета единоросс Владимир Головнев. «Неплохая идея! - не согласился депутат Владимир Семенов. - На товарах пишут всякие ГОСТы, ТУ, а важно знать реальную цену произведенного товара, цену без накруток посредников».
Глава комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров сначала от имени комитета дал отрицательное заключение на поправки жириновцев. По его мнению, обязанность указывать стоимость товара на упаковке не является предметом регулирования закона о защите прав потребителей. К тому же обязанность менять маркировку товара повлечет дополнительные расходы для предпринимателей, «что ставит под сомнение замысел авторов законопроекта о снижении торговых наценок и цен на потребительские товары».
Но, выслушав членов комитета, Федоров пришел к выводу, что есть смысл еще раз вернуться к обсуждению этих поправок. Только при условии, что вносить их надо не в закон о защите прав потребителей, а в закон о техническом регулировании. Сейчас Госдума как раз готовит нормы технического регламента «о маркировке упакованных пищевых продуктов», напомнил Федоров.
Как пояснил «Газете.Ru» депутат, а в прошлом бизнесмен Владимир Пекарев, сейчас некоторые транснациональные компании могут позволить себе указывать на упаковке «рекомендуемую цену товара». «Это хороший маркетинговый ход. И никто не запрещает производителям указывать, например, себестоимость продукции или отпускную цену товара. Это подтолкнуло бы менеджеров компаний больше внимания уделять дистрибуции, не допуская огромных торговых наценок», - сказал Пекарев.
Однако обязанность производителей указывать цены может оказаться палкой о двух концах, говорят эксперты. «Розничная цена многих товаров в России может превышать себестоимость в несколько раз, - говорит аналитик ИК «ФИНАМ» Сергей Фильченков. - Но при этом торговые сети отнюдь не жируют. Их рентабельность составляет всего несколько процентов, в том числе из-за больших инвестиций в развитие. Как результат, снижение наценок приведет к тому, что будет открываться меньше магазинов, снова появится угроза дефицита». «Не понятно, как заставить западных производителей указывать цену товара, поставляемого в Россию», - недоумевает ведущий эксперт АКГ «Развитие бизнес-систем» Алексей Калинин.