Алексей Павин, Генеральный директор филиала Банка Сосьете Женераль Восток в Екатеринбурге
Ситуация не катастрофическая
Прежде всего, давайте договоримся о том, что мы говорим о 100%-ных дочерних учреждениях иностранных банков. Они созданы в соответствии с нормами и корпоративными правилами зарубежных кредитных учреждений, но работают на территории Российской Федерации, в соответствии со всеми требованиями и положениями Центробанка, и являются российскими юридическими лицами.
Самочувствие таких банков на сегодня зависит не только от состояния российского рынка, но и от положения дел в их «родной» стране. В Италии, например, ситуация в банковском секторе весьма сложная, для экономики Германии тоже настали не лучшие времена: новостной ряд пестрит сообщениями о приобретении и национализации кредитных учреждений. Во Франции дела обстоят лучше, но говорить о том, что кризис не затронул эту страну, также нельзя. В целом, правда, европейские банки пострадали от кризиса меньше, чем американские. Об этом явно свидетельствует объем «токсичных» активов Соединенных Штатов, который составляет сумму примерно в 10 раз большую, чем у всех остальных вместе взятых банков в мире.
Сейчас предсказывать, что бы то ни было весьма сложно. Но ситуация не катастрофическая, Действительно, на сегодняшний день работы у менеджмента банков стало значительно больше. Если раньше руководители банков анализировали отчеты ежеквартально, то теперь это приходится делать ежемесячно. Тщательно мониторятся новости рынка, постоянно проходят встречи с владельцами компаний-клиентов, банк пытается действовать совместно с клиентом, предложить ему свой наработанный опыт разрешения кризисных ситуаций. Но банку важно видеть, что компания, в свою очередь, готова предпринять определенные действия и имеет твердое намерение вернуть взятые в кредит деньги. В случае диалога между кредитной организацией и заемщиком, и даже если возникнет непредвиденная ситуация, способ ее разрешения будет найден.
Пока на рынке царит неопределенность
Сейчас объем активов мировой банковской системы составляет примерно 90 триллионов долларов, а мировой банковский капитал - 4 триллиона долларов. Получается, банки могут допустить уровень отсрочки проблемных активов в 4 - 5%. Однако есть опасения, что этот показатель может стать гораздо выше. И тогда кредитным организациям будет трудно обойтись без государственной поддержки. Наверное, бенефициарами, в первую очередь, станут системообразующие банки и банки с государственным участием - такая схема распределения госпомощи действует не только в России. Будет ли оказываться поддержка другим банкам и в каком объеме, я не могу дать прогноз.
Пока на рынке царит неопределенность.
Иностранные банки вряд ли будут приобретать российские
Кризис в определенных отраслях экономики активизировал процессы слияния и поглощения. Но иностранные банки сейчас вряд ли будут приобретать российские, даже если те будут продаваться за очень небольшие деньги. Основная трудность для анализа бизнеса банка заключается в том, что крупные структуры сдают аудиторские отчеты в июне года, следующего за отчетным, то есть результаты 2008 года мы сможем увидеть в лучшем случае в июне-июле 2009-го. Но с тех пор прошло уже полгода, ситуация изменилась, и существенно. А покупать то, что было полгода назад, абсолютно неадекватно.
В банковском секторе волн не бывает
Некоторые уверены в том, что нас ждет волна закрытия представительств иностранных банков в регионах России. Однако, по-моему, термин «волна» вообще неприменим к банковскому сектору. Банки редко что-то делают махом, это довольно консервативные заведения, где ничего не делается непродуманно. Любое решение принимается только после длительной оценки перспектив, поэтому, скорее, стоит ожидать сокращения активности иностранных кредитных учреждений в отношении увеличения своей доли на банковском рынке России. Очевидно, банки могут приостановить свои планы развития. Наверное, в первую очередь, подвергнутся корректировкам программы по банковскому ритейлу, и роль здесь будет играть не только снижение уровня доходов населения, но и изменение ментальности людей, которая подверглась серьезной коррекции с изменением экономической ситуации.
Распределение иностранных банков по регионам России также останется прежним. Главными бенефициарами экономического развития, как и раньше, будут прибрежные зоны, центральные административные округа и зоны сосредоточения ключевых природных ресурсов. В экономически менее развитых зонах России представительств и филиалов иностранных банков и так практически не было, а значит, и закрывать в связи с кризисом особо нечего.
Посткризисный набор
Не думаю, что на выходе из кризиса мы будем иметь совершенно иной набор иностранных банков в России. Европейские банки с хорошим именем и репутацией останутся в любом случае. Относительно банков из восточно-европейских банковских групп вопрос более сложный, потому что не у всех из них был накоплен достаточный запас прочности. Дочерние структуры американских банков определенно останутся, хотя значительно сократят программу экспансии. Впрочем, у меня очень большие сомнения в том, что мы увидим кризис хотя бы одного крупного американского системообразующего ритейлового банка с большим количеством вкладчиков. И обвалившийся Lemon Brothers в этой ситуации не показатель, потому что это инвестиционный банк. Люди приобретали долговые обязательства банка, а не делали вклады.
Падение любого крупного ритейлового банка может нанести серьезнейший вред всей банковской системе в целом, породив недоверие населения к банкам и свести на нет результаты 15-летнего развития. Такая ситуация может привести к появлению огромного количества проблем в развитии экономики, причем непреодолимых.
В заключение хотел бы сказать, что все сказанное - выводы, которые были сделаны мной на основании представлений о мире, в котором мы живем. Хотя тот мир, в котором мы будем жить завтра, может оказаться кардинально другим. В определенной степени это размышление. Вероятность осуществления сделанных прогнозов зависит от того, насколько адекватно мы оцениваем кризис. Хотелось бы надеяться, что мы переоцениваем его серьезность и сложность.