Проявить уважение к рублю и беречь национальную валюту, как священную корову, призвал вчера Центробанк глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Правда, что конкретно необходимо для этого сделать, он так и не сказал
Назвав себя безнадежным оптимистом, Тосунян твердо заверил журналистов, что падение рубля в этом году не имеет никакой экономической основы и искусственно инспирировано так называемым субъективным фактором - негативными ожиданиями игроков российского валютного рынка.
"Как может обваливаться рубль, если золотовалютные резервы сохраняются, среднегодового падения нефтяных цен не было, коллапса экономики не произошло, - напомнил Тосунян. И говорить сегодня, по его образному выражению, о девальвации рубля - то же самое, как о девственной беременности. "Девальвация - это резкий скачкообразный процесс", - пояснил Тосунян. Нынешняя ситуация с валютным курсом - это не 1998 год, и рассматривать ее, по мнению главы АРБ, нужно как "элемент очень широкого колебания рубля". При этом, как сказал Тосунян, значительную роль в этот процесс привносит сегодня лобби экспортеров природных ресурсов. "Ослабление рубля - в их групповых интересах", - сообщил Тосунян. Кстати, банкир уверен, что также неожиданно рубль может и подняться, то есть изменить свой тренд.
Отвечая на вопрос журналистов: с чем в таком случае связан ажиотажный спрос на доллары в обменных пунктах, а суммы в 10 тысяч долларов единовременно вообще невозможно купить, Тосунян не без иронии заметил: "Если каждый раз повторять, что за доллар будут давать 43 рубля, то цифра может материализоваться, и даже стать выше". Но до этого, считает он, дело не дойдет, если Центробанк все же сформулирует и четко объяснит бизнесу, банкирам, населению свою дальнейшую монетарную политику. А особенно в области ничем не объяснимого роста ставки рефинансирования, за которой автоматически тянется и рост процентных ставок по кредитам.
И соответственно резко сокращаются темпы кредитования в стране.
Глава АРБ напомнил, что если в конце прошлого года все ведущие Центробанки мира снижали учетные ставки до исторических минимумов, чуть ли не до нуля, стимулируя тем самым рост кредитования, то Россия - единственная страна, которая повысила ставку рефинансирования до 13 процентов. "Мотив, которым руководствуется Центробанк - для сдерживания валютного давления на рубль и для борьбы с оттоком капитала из страны, - субъективный и лично меня не убеждает", - подчеркнул Гарегин Тосунян. В основе действий Центробанка, по его словам, отсутствие доверия россиян к национальной валюте и опережающий рост инфляции в стране. По мнению Тосуняна, придерживаясь такой позиции и увеличивая ставку рефинансирования, ЦБ "собственными руками" разгоняет инфляцию. Тогда как за годы "золотого дождя" уже можно было бы минимизировать инфляцию до уровня среднеевропейской, то есть до 5-6 процентов. Тогда, по словам Тосуняна, не было бы расслоения доходов населения и той нездоровой ситуации, когда "Бентли" дорожает меньшими темпами, чем картошка и кефир.
Тосунян особо подчеркнул, что его критические высказывания в адрес Центробанка носят на самом деле конструктивный характер и призваны, чтобы вместе с банковским, финансовым сообществом, с реальным сектором экономики найти выход "из субъективных, негативных ожиданий", перед которыми оказалась отечественная экономика, будучи в целом вполне здоровой. Тем более накануне на совещании у президента страны Дмитрия Медведева был одобрен новый этап антикризисных мер в банковском секторе. Дано добро по переходу к политике так называемых "длинных" денег, которые закладывают здоровую основу всей финансовой системы. По мнению банкиров, это важный шаг к возрождению банковского сектора страны. Этому послужит удлинение срока беззалоговых аукционов с года до двух лет. Подпитка долгосрочными источниками из пенсионных средств, массовая поддержка банков в регионах. Эти и другие меры, а также доступные процентные ставки по кредитам позволят "длинным" деньгам быстрее доходить до предприятий и потребителей.