В 2007 году инфляция в РФ составила 11,9% при первоначальном правительственном прогнозе в диапазоне от 7% до 8%. Официальный прогноз на 2008 год — 8,5%, но уже за январь-февраль цены выросли на 3,5%, с 1 по 11 марта — еще на 0,4%. Таким образом, только за первые три месяца инфляция может выполнить половину «годового плана». «К сожалению, в прошлом году мы сломали понижательный тренд (инфляции). Все эти годы, начиная с 1999-го, мы снижали инфляцию. Не всегда укладывались в прогнозные ориентиры, только один раз выдержали плановую цифру, но тренд на понижение выдерживали всегда. И теперь он сломан. Именно это самое опасное, поскольку в обществе, в экономике возникают инфляционные ожидания. Инфляция ведь не только монетарный фактор, но и психологический. Поэтому нам нужно погасить инфляционные ожидания», — сказал Улюкаев.
По его мнению, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. «Я полагаю, что мы к нему (понижательному тренду) постепенно возвращаемся. Все же нынешний февраль практически совпадает с февралем прошлого года, и даже если посмотреть понедельно, то мы уже практически не наращиваем темпы инфляции. Есть, мне кажется, хорошие шансы, что, начиная с марта, инфляция уже будет не более 1% в месяц, летом еще меньше», — отметил первый зампред ЦБ. «Продовольствие тоже уже не будет давать таких всплесков — хотя бы потому, что достигнутая «база» достаточно высокая. Поэтому мы обязательно добьемся снижения темпов инфляции, я верю, что существенного», — подчеркнул он.
Что касается шагов ЦБ по борьбе с инфляцией, то, по словам Улюкаева, Банк России переносит акцент «все больше на процентную политику». «Во всех отношениях: и в предоставлении средств, и в борьбе с инфляцией. Здесь могут быть разные комбинации: у нас есть инструменты кредитования, и повышение ставок по нашим кредитам ведет к охлаждению спроса на деньги. С другой стороны, ставки по нашим депозитам и привлечение под определенные условия средств в облигации ЦБ (что практически одно и то же) позволяют провести добровольную стерилизацию избыточных денег. Банки сами решают, что выгоднее хранить деньги в депозитах Центрального банка и его бумагах. Даже сама официальная ставка рефинансирования, которая так называется, но эту функцию не выполняет, тоже начинает понемногу работать, поскольку на нее завязаны фискальные отношения банков с клиентами». «Механизмы процентной политики будут постепенно становиться нашим основным инструментом», — подчеркнул Улюкаев.