ВТБ фиксирует рост спроса на электронные банковские гарантии на фоне активного участия малого и среднего бизнеса в государственных и корпоративных закупках, оптимизации и цифровизации этих процессов. В 2025 году практически каждая вторая гарантия в ВТБ оформляется дистанционно, а в сегменте малого бизнеса без посещения офиса выдается 65% гарантий. Об этом в преддверии ПМЭФ-2025 сообщил член правления ВТБ Руслан Еременко, информирует пресс-служба банка.
Документарный портфель банка в сегменте среднего и малого бизнеса за прошедший год вырос на 17% и превысил 800 миллиардов рублей. В структуре портфеля лидируют гарантии исполнения договора с долей более 70%. Самый большой объем гарантийной поддержки приходится на компании из транспортного и инфраструктурного строительства – 29%. Значительную часть портфеля занимают торговля (18%), машиностроение (13%), а также жилищное и коммерческое строительство (12%), говорится в сообщении.
Лидирующие позиции по объему продаж гарантий и аккредитивов клиентам среднего и малого бизнеса занимают Москва и Московская область – около 30% от всего объема. За ними следуют Краснодарский край – 13%, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область – 9%. В числе самых активных регионов – Кемеровская, Самарская, Челябинская и Тульская области.
Клиенты среднего и малого бизнеса все чаще оформляют гарантии онлайн: в 2025 году в электронном виде заключается практически каждая вторая сделка. Особенно заметен переход на цифровой формат в малом бизнесе, где 65% всех гарантий в этом году выдано в электронном виде, тогда как годом ранее этот показатель составлял 46%. Число клиентов, получивших в ВТБ дистанционные экспресс-гарантии, выросло по сравнению с прошлым годом на 16%, а количество выдач таких гарантий – на 22%, уточняется в релизе.
«Развитие цифровых каналов оформления гарантий – необходимый шаг для дальнейшей оптимизации клиентского пути и поддержки среднего и малого бизнеса. Электронные сервисы позволяют предпринимателям быстрее адаптироваться к изменениям рынка и снижать издержки», – отмечает Руслан Еременко.
По словам топ-менеджера, созданный в ВТБ «гарантийный конвейер» обеспечивает полный цикл работы с продуктом – от подачи заявки до выдачи гарантии. Такой подход позволяет банку оперативно внедрять новые бизнес-решения и упрощать процесс оформления. Для удобства клиентов реализованы функции автоматического обогащения данных из открытых источников, распознавания финансовой отчетности и автоматизированного скоринга, а также удобный сервис коммуникации клиента с сотрудником банка прямо из заявки.
ВТБ информирует клиента о ходе рассмотрения заявки и факте выпуска гарантии СМС-сообщением и по электронной почте. Для компаний без расчетного счета в ВТБ доступна подача заявки на сайте банка в кабинете потенциального клиента, они тоже могут оформить экспресс-гарантию за несколько часов без посещения отделения, отмечается в сообщении.