Как долго продлится автокредитный бум?

19.07.2024 20:29
Скопировать ссылку
Как долго продлится автокредитный бум?

Кредитование в первой половине 2024 года быстро росло, невзирая на высокие ставки и все усилия ЦБ охладить рынок. Однако даже на общем фоне выделялись автокредиты. По данным НБКИ, за январь-май объём выдач в этом сегменте более чем вдвое – на 107% - превысил выдачи за аналогичный период прошлого года. А в Свердловской области прирост оказался ещё больше – 128%!

Надо понимать, что в 2022-м и начале 2023 года автокредитный рынок находился в кризисе: привычные европейские модели ушли с рынка, образовался дефицит предложения, и даже когда он начал восполняться китайскими брендами, те не сразу заслужили доверие покупателей. Всё это сформировало с одной стороны, низкую базу сравнения (относительно низких выдач прошлого года нынешний рост особенно высок), а с другой, отложенный спрос, который реализовался уже в 2024 году.

«В  прошлом и начале текущего года на рынке проявляли высокую активность китайские бренды. Предложение автомобилей с их стороны заметно увеличилось, покупатели начали с большим доверием относиться к китайским машинам», - поясняет управляющий директор по розничному бизнесу макрорегиона Урало-Сибирского банка «Уралсиб» Наталья Брусницына.

Отечественные автопроизводители также поспешили занять освободившуюся долю рынка. В ходе конкурентной борьбы и российские, и китайские компании активно сотрудничали с банками и предлагали заёмщикам привлекательные условия. «Повышенные темпы роста сегменту обеспечивает постепенное восстановление авторынка за счёт увеличения производства отечественных машин, развития господдержки, поступления в страну значительного числа новых брендов из КНР и запуска специальных условий покупки их в кредит. В 2024 году наш банк зашёл в субсидированные программы с производителями Chery,Livan, Haval, Jeutour – самые продаваемые на рынке автомобили в массовом сегменте», - рассказывают в пресс-службе ВТБ.

Не стоит забывать и про общерыночную тенденцию: сочетание роста зарплат и повышенных инфляционных ожиданий обеспечило высокий спрос, в том числе среди тех, кто ранее не мог позволить себе покупку авто.

Однако такая ситуация вряд ли продлится долго. «Есть ряд факторов, которые будут сдерживать рост в этом  сегменте рынка, - говорит Наталья Брусницына. – Во-первых, ЦБ ввёл повышение надбавки к коэффициентам риска по автокредитам для клиентов с высокой долговой нагрузкой. Во-вторых, ожидается с большой вероятностью увеличение ключевой ставки, что приведёт к росту стоимости кредитов  и напрямую отразится на ежемесячном платеже. Данные факторы приведут к ужесточению требований к заёмщикам и снижению количества удовлетворённых заявок на кредит».

Между тем, крупнейшие бюро кредитных историй – НБКИ и ОКБ - зафиксировали снижение выдач автозаймов в июне относительно мая. О том, что факторы, охлаждающие спрос, уже работают, говорят и в банках.

«Да, интерес к автокредитам высок, но сдерживающими факторами для многих потенциальных заёмщиков являются выросшие цены на автомобили, дефицит предложения среди них, а также высокая кредитная нагрузка в соотношении с доходами, - комментирует заместитель руководителя Абсолют Банка в Екатеринбурге Ирина Бормотова. – Кроме того, мы наблюдали, что в период с апреля по июнь ряд клиентов откладывали покупку автомобиля в пользу покупки квартиры в новостройке по завершающейся льготной госпрограмме».

Таким образом, пока бум автокредитования продолжается, но вряд ли он продлится до конца года. Впрочем, что бы ни случилось в следующие месяцы, продажи первого полугодия уже обеспечили высокие цифры прироста всему 2024 году.

Источник:
ИА «БанкИнформСервис»
Просмотров: 1119
Читайте нас в