С банком, как и с любой стороной договорных правоотношений, иногда приходится судиться. Расскажем, в каких случаях клиент вправе обратиться в суд с исковыми требованиями к банку, и как это правильно сделать.
Когда клиент может подать иск на банк в суд
Правоотношения между клиентом и банком возникают на основании договора (кредитования, в том числе и ипотечного, банковского вклада, текущего счета и пр.). В том случае, если банк нарушает права клиента, возникшие у него на основании этого договора, последний может обратиться в суд.
Обычно до судебного разбирательства дело доходит, если:
- банк нарушает условия договора: например, в одностороннем порядке изменяет ставку кредитования, снижает проценты по вкладу, вводит дополнительные комиссии без предварительного согласования с клиентом и пр.;
- банк навязывает дополнительные услуги: например, принуждает клиента к оформлению страховки;
- условия договора, предложенного банком, противоречат нормам действующего законодательства и пр.
Важный момент. Клиент, не исполняющий свои обязательства по кредиту, допускающий просрочки и, в связи с этим, вынужденный платить штрафы и пени, а также общаться со службой взыскания просроченной задолженности, инициировать судебное разбирательство не может.
Дело в том, что в подобной ситуации именно он является нарушителем условий договора - банк действует вполне правомерно. Обращение в суд (который «заморозит» сумму долга, приостановив применение штрафных санкций) - это право, а не обязанность банка, поэтому он может взыскивать задолженность своими силами столько, сколько посчитает нужным.
Как подать иск в суд
Обращение в суд - право клиента, которое он может реализовать только в том случае, если соблюден досудебный порядок урегулирования спора: в противном случае в удовлетворении иска попросту откажут, а документы вернут заявителю.
Банковский клиент, который понимает, что его права были нарушены, должен выполнить следующие действия:
- Обратиться в банк с досудебной претензией. В любой кредитной организации есть специальный претензионный отдел, который работает с обращениями клиентов - в него и нужно подать письменную жалобу. Форма этого документа законодателем не установлена, поэтому его можно составить самостоятельно. Важно указать в нем сведения о клиенте (Ф.И.О., паспортные данные, адрес регистрации и номер контактного телефона), а также реквизиты договора, на основании которого у клиента возникло нарушенное право.
- Обратиться за помощью к финансовому уполномоченному (омбудсмену) - если банк не ответил на претензию в течение 30 дней с момента ее подачи, или ответил отказом. С 1 января 2021 года именно омбудсмен рассматривает все споры между банками и клиентами до суда (при условии, что размер требований, являющихся предметом обращения, не превышает 500 тыс. рублей - если сумма больше, нужно сразу обращаться в суд). К жалобе нужно приложить копию обращения в банк, а также копию полученного ответа (при наличии). И лишь в том случае, если разрешить спор не поможет и омбудсмен, клиент вправе обратиться в суд.
- Подготовить исковое заявление и передать его на рассмотрение в суд. К иску нужно приложить копии документов, подтверждающих обоснованность заявленных требований, а также копии обращений в банк и к омбудсмену, подтверждающих, что досудебный порядок урегулирования конфликта был соблюден.
Если вы понимаете, что пройти подобный путь от начала до конца самостоятельно будет нелегко, воспользуйтесь помощью квалифицированных юристов - ombudsman66.com. Он подготовит все необходимые документы и передаст их на рассмотрение в нужную инстанцию. Если дело дойдет до суда, вы сможете не только взыскать с банка сумму заявленных требований, но и заявить о возмещении расходов, затраченных на оплату юридических услуг на всех стадиях разбирательства.