Автокредитование будет расти за счёт подержанных машин

04.02.2022 16:29
Скопировать ссылку

Смещение спроса на вторичный рынок ярко проявилось в 2021 году и продолжится в 2022-м

Автокредитование будет расти за счёт подержанных машин

Итоги 2021 года на рынке автокредитования оказались довольно противоречивыми. С одной стороны, было выдано свыше миллиона займов - за всю историю российского автокредитования такое было только раз (2013 год, 1,1 млн). С другой стороны, последние четыре месяца выдачи стабильно снижались: они упали с 87-90 тысяч штук в мае-августе до 74,5 тысяч в декабре, а про сравнение с апрелем, когда, благодаря госпрограмме, выдачи подскочили до 107 тысяч, и говорить не приходится (все приведённые выше цифры взяты у НБКИ).

В качестве основной причины эксперты указывают дефицит на рынке новых автомобилей. Это не только ограничивает выбор, но и, главное, провоцирует рост цен. Когда авто резко дорожает, у многих пропадает желание (а иногда и возможность) купить его, пусть и в кредит. И если на первых порах инфляционного ускорения срабатывал мотив купить дорожающие машины, пока цены не выросли ещё больше, то потом (когда цены выросли ещё больше), отказы от покупок участились.

В НБКИ отмечают также, что банки стали требовательнее к автозаёмщикам, и доля одобренных заявок в течение 2021 года заметно снизилась - с 44% в январе до 33% в декабре. Накладываясь на снижение спроса, эта тенденция дополнительно замедляет автокредитование.

Впрочем, не стоит думать, что со спросом всё так уж плохо. Желающие обзавестись машиной, но не желающие много за неё платить нашли вполне естественный компромисс, устремившись на вторичный рынок. Доля кредитных заявок на покупку подержанных автомобилей прямо-таки взлетела: по данным НБКИ, в 2020 году она составляла от 26 до 30%, а во втором полугодии 2021-го - от 47 до 54%. В Абсолют Банке сообщают, что доля автокредитов, выданных в Свердловской области на новые машины, в 2021 году сократилась с 78,5% до 55,9%. В ВТБ продажи кредитов по вторичному авторынку выросли на 60%, а по первичному - только на 20% (данные по стране в целом). В Абсолют Банке отмечают, что баланс между первичкой и вторичкой коррелирует с возрастом заёмщиков: чем человек моложе, тем чаще он готов взять в кредит подержанное авто.

Прогнозы

Такая тенденция продолжится и в 2022 году, уверены эксперты. И если количество кредитных выдач прирастёт, то именно за счёт вторички. «Можно сказать однозначно уже сейчас, что рынок подержанных автомобилей будет расти. Продажи новых авто в 2022 году, скорее всего, продолжат демонстрировать отрицательную динамику. Текущие уровни ставок, которые станут ещё выше, существенно понизят показатели продаж автомобилей в кредит», - говорит управляющий директор по розничному бизнесу Урало-Сибирского макрорегиона банка «Уралсиб» Анастасия Перегримова.

«Мы прогнозируем, что продажи новых авто в кредит в лучшем случае будут стагнировать по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Продлится это как минимум до середины 2022 года», - делится ожиданиями руководитель Абсолют Банка в Екатеринбурге Светлана Ковалёва.

В ВТБ чуть более оптимистичны. «По оценкам аналитиков ВТБ Капитал, нормализация предложения и снижение инфляционного давления должны способствовать замедлению роста цен на новые автомобили во втором полугодии. В случае умеренной денежно-кредитной политики регулятора объём выдач автокредитов по стране может увеличиться с 1,1 трлн рублей в 2021 году примерно до 1,2-1,3 трлн в 2022-м», - сообщает управляющий банка в Свердловской области Алексей Долгов.

Иной путь

В немногим более отдалённой перспективе автокредитование - как первичку, так и вторичку - могут потеснить новые финансовые продукты. И это не только набирающий популярность каршеринг (он всё же воспринимается скорее как вариант для отпуска, а не замена собственному авто). «Один из новых трендов рынка - развитие сервиса долгосрочной аренды автомобилей по подписке, - рассказывает Алексей Долгов. - С конца прошлого года ВТБ предложил такую услугу пользователям сайта «Авито» из нескольких регионов страны, в том числе и Екатеринбурга. По оценкам экспертов, при регулярном использовании машины подписная модель оказывается для клиента на 40% выгоднее каршеринга, а ежемесячный платёж - ниже, чем по автокредиту. По нашим прогнозам, к 2025 году сервис подписки может занимать 15-20% всего отечественного рынка новых автомобилей».

Источник:
ИА «БанкИнформСервис»
Просмотров: 4355
Читайте нас в