Банк ВТБ, ВЭБ.РФ, ЕСН, Минвостокразвития, Marubeni Corporation и Mitsui O.S.K. Lines разрабатывают проект строительства на российских верфях судов, работающих на метаноле. Использование метанола в качестве судового топлива — это новый мировой тренд, потенциальный объём нового рынка исчисляется десятками миллиардов долларов. Россия имеет все возможности войти на создающийся рынок и предложить передовые решения.
Меморандум о взаимопонимании стороны подписали в ходе Восточного экономического форума. Церемония состоялась в присутствии президента Российской Федерации Владимира Путина. Подписи под документом поставили министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов, заместитель президента — председателя правления Банка ВТБ Анатолий Печатников, председатель совета директоров Группы ЕСН Григорий Березкин, главный исполнительный вице-президент, член правления, Marubeni Corporation Акира Теракава, (ВКС), главный управляющий исполнительный директор, генеральный директор энергетического и офшорного дивизиона Mitsui O.S.K. Lines Кента Матцузака (ВКС).
Международный консорциум с участием российских банков, производителя метанола (Группа ЕСН) и крупнейших японских компаний приступил к анализу предлагаемых технологических решений, оценке потребностей в финансировании, а также разработке «дорожной карты» для старта проекта в максимально сжатые сроки.
Метанол среди экологически чистых видов морского топлива следующего поколения (таких как водород, СПГ или аммиак) — требует гораздо меньше затрат на создание инфраструктуры для бункеровки судов.
Россия активно развивает Северный морской путь. Географически близко расположенный к этому маршруту метанольный проект Группы ЕСН в Сковородино потенциально может стать основным поставщиком метанола для судов, которые отправляются из Азии в Европу через Северный Ледовитый океан.
Заместитель президента — председателя правления ВТБ Анатолий Печатников:
«Сегодня ВТБ активно формирует ESG-повестку. Мы реализуем разные проекты — от „зеленой“ ипотеки до финансирования высокотехнологичных производств. Российский бизнес готов участвовать в уникальных проектах, кардинально сокращающих выбросы парниковых газов. Дальний Восток обладает природными богатствами, на его территории уже построены или запланированы объекты по глубокой переработке газа. Это создает огромный инвестиционный потенциал для внедрения прорывных технологий. Создание метанольного флота позволит привлечь в регион высококлассные кадры, обеспечить новые рабочие места, укрепить экспортный потенциал России».
Председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов:
«Российская Федерация — лидер по объему запасов природного газа. ВЭБ.РФ как институт развития обеспечивает комплексное развитие потенциала отечественных газохимических производств с высокой добавленной стоимостью продуктов. Финансируемые при участии ВЭБ.РФ проекты газопереработки позволят к 2030 году увеличить производство метанола более чем в 1,5 раза. Россия имеет все возможности стать одним из лидеров новой ниши на глобальном рынке судового топлива».
Председатель совета директоров Группы ЕСН Григорий Берёзкин:
«Экологическая повестка проникает во все сферы нашей жизнедеятельности, а также, конечно, напрямую затрагивает крупные промышленные проекты. Основные международные судовые операторы планируют уходить от неэкологичного топлива из нефти и использовать более экологичное топливо из газа. Это открывает новые перспективы, и мы рады, что наши давние партнёрские отношения с корпорацией Marubeni в рамках нашего газохимического проекта в Амурской области получили продолжение в совместной проработке масштабного бизнеса по экологической тематике. Наш консорциум с участием ведущих российских банков, Минвостокразвития и японских партнёров Marubeni и Mitsui — это уникальная по своим компетенциям команда, которая уверен, сможет предложить самые современные решения в этой области».