Заместитель Председателя Правления Сбербанка Анатолий Попов принял участие в дискуссии «Вечные ценности: перспективы золота и драгметаллов», которая состоялась в рамках Восточного экономического форума. Он отметил, что кредитный портфель банка в металлургии превышает два триллиона рублей, из которых свыше 500 млрд рублей приходится на золото, причём качество этого портфеля выше, чем в среднем по банку.
Высокие цены на золото, установившиеся с августа 2020 года, дают золотодобытчикам хорошие возможности по росту маржинальности и расширению производства. Удачная конъюнктура рынка помогла России нарастить добычу золота в 2020 году, даже несмотря на ограничения, связанные с пандемией коронавируса; позитивный тренд сохраняется и в этом году. Анатолий Попов рассказал о комплексе финансовых и нефинансовых инструментов, которые Сбер предоставляет золотодобывающим предприятиям.
Набирает популярность такой инструмент, как финансирование бизнеса по ставке, зависящей от биржевой цены на товар. Традиционно, когда цены находятся на минимуме и, следовательно, рентабельность бизнеса низка, банки говорят, что риски высоки, и предлагают клиентам финансирование по высоким ставкам. Когда сырьевой цикл сменяется и цены растут, компаниям предлагаются низкие ставки. В результате банки находятся в противофазе с клиентами. Мы же хотим встать в одну фазу с нашими клиентами: когда клиенту сложно, мы готовы снижать уровень собственной маржинальности, когда хорошо — вместе зарабатывать. Мы видим хороший отклик на подобные продукты со стороны участников рынка и готовы финансировать бизнес в такой конструкции. Также у нас есть широкий набор хеджирующих инструментов, ведь клиенты понимают, что суперцикл цен на золото не может продолжаться вечно. Кроме того, мы предоставляем сделки товарной предоплаты, помогая компаниям наполнить оборотный капитал. У нас для этого есть свой трейдер и в России, и в Швейцарии
Анатолий Попов особо остановился на важности исполнения предприятиями отрасли целей устойчивого развития ООН (ЦУР). Банк уже принял ряд инструментов для поддержания этих инициатив: типовой набор ковенант для соблюдения ЦУР и кредиты с плавающей ставкой, зависящей от ЦУР.
Исполнение целей устойчивого развития увеличивает акционерную стоимость компании и хеджирует риски на будущее. Хочу отметить нашу сделку по продаже "зелёных" сертификатов на электроэнергию компании "Полюс Золото": теперь компания на 100% обеспечивает себя энергией из возобновляемых источников. Вопросы достижения углеродной нейтральности будут всё более значимыми, и мы готовы поддержать ESG-инициативы наших клиентов широким набором продуктов
Представитель банка также отметил высокую востребованность продуктов телемедицины для работников удалённых добывающих производств (эту услугу предоставляет СберЗдоровье), а также возможности и инфраструктуру Сбера по поддержке выхода компаний на IPO, в частности special purpose acquisition company, которая ускоряет вывод компаний на биржу. По мнению Анатолия Попова, для производителей золота сейчас удачный момент для IPO, учитывая высокую фазу сырьевого цикла. Кроме того, спикер подчеркнул, что банк приветствует отмену НДС на продажу золота населению.
На мероприятии также выступили: Павел Волков, статс-секретарь, заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики; Алексей Моисеев, заместитель министра финансов РФ; Сергей Журавлёв, вице-президент по работе с государственными органами ПАО «Полюс»; Юрий Зубарев, руководитель Федеральной пробирной палаты; Сергей Кашуба, председатель Союза золотопромышленников России; Александр Плешаков, вице-президент АО «Полиметалл УК»; Татьяна Фиц, директор по государственной политике и взаимодействию с центральными банками Всемирного совета по золоту. Модератором встречи стал Александр Маркин, председатель НП «Объединение аффинажных заводов».
Как было сказано на встрече, Россия входит в тройку крупнейших производителей золота в мире, однако значительная часть содержащего драгметаллы сырья уходит на экспорт, не загружая отечественные аффинажные заводы. Чтобы изменить ситуацию, Минфин России разрабатывает механизмы регулирования объёмов экспорта драгметаллов и создания дополнительных экономических условий для аффинажа внутри страны, в том числе на Дальнем Востоке.
Участники беседы отметили, что крупные компании разрабатывают экономически целесообразные для них месторождения, а небольшие месторождения либо простаивают, либо эксплуатируются «чёрными старателями» незаконно. В ходе дискуссии были озвучены планы по легализации старательской деятельности, что минимизирует криминальную составляющую в отрасли. Соответствующий законопроект, обеспечивающий понятный доступ граждан к добыче золота, уже разработан.
Ещё один важный вопрос — деятельность лабораторий, оценивающих содержание золота в сырье. Чтобы экспортёры платили меньше налогов, многие лаборатории занижали содержание металла, в результате чего 90% таких лабораторий были лишены аккредитации. Сейчас эталонная лаборатория формируется в Москве, рассматривается вопрос о её создании на Дальнем Востоке. По мнению экспертов, должна быть обеспечена экономически равная налоговая нагрузка для экспортёров как готового продукта (слитков), так и золотосодержащего сырья. Речь также шла о внедрении цифровой прослеживаемости оборота драгоценных металлов, то есть системе цифрового учёта, подтверждающей подлинность продукта, и мерах поддержки экспорта — в частности, создания единого окна при ввозе и вывозе.
Топ-менеджеры золотодобывающих компаний поделились планами создания и развития новых производств и отметили такие проблемы, как дефицит перерабатывающих мощностей, а порой и полное их отсутствие для некоторых видов сырья.
Было сказано и о свойствах золота как уникального класса стратегических инвестиций: его высокой ликвидности, стабильной доходности на длинном горизонте, в результате чего золото, отличный диверсификатор инвестиций, испокон веков используется инвесторами в качестве «тихой гавани» в период экономических потрясений. По мнению эксперта, оптимальная доля золота в инвестиционном портфеле составляет от 2 до 15% в зависимости от характера портфеля: чем более он рискованный, тем больше золота требуется, чтобы эти риски минимизировать.