
Малому бизнесу сложно конкурировать с большими компаниями по зарплатам и корпоративной культуре, что приводит к проблемам в найме, показал опрос Райффайзенбанка. Труднее всего небольшому проекту нанять специалистов в сфере ИТ и финансов. Найм неподходящего сотрудника чаще всего оборачивается убытками и конфликтами в коллективе.
Самые сложные задачи в работе малого бизнеса — это бухгалтерия, продажи и найм сотрудников. Каждый третий предприниматель постоянно сталкивается с проблемами в этих сферах. Отдать задачи на аутсорс получается не всегда — многие владельцы бизнеса изучают информацию, чтобы решать их самостоятельно. Каждый пятый опрошенный предпочитает найти профильного специалиста, а 10% — специальный сервис, который закроет потребность.
Когда речь заходит о найме, наибольшие трудности у малого бизнеса вызывает поиск и оценка навыков кандидата. Каждый десятый заявил о сложностях в кадровом учете и обороте документов. Предприниматели указывают и на такие вызовы, как трудности с обучением, текучка кадров, отсутствие квалифицированных кадров на рынке и др.
Во многом это связано с невозможностью конкурировать по зарплате и корпоративной культуре с большими компаниями, заявили участники опроса. Многие столкнулись с дефицитом квалифицированных кадров. Кроме того, хороший сотрудник дорого обходится бизнесу — у небольших компаний нет соцпакета, а налоги и отчисления в фонды становятся ощутимой нагрузкой.
«Малый бизнес ограничен в
Искать сотрудников непросто в двух сферах — это ИТ и финансы. Почти четверть малых бизнесов нуждается в таких специалистах. Также непросто найти в команду операционного директора, который наладит процессы в компании, и менеджера продукта.
Неудачный найм может нанести бизнесу значительный ущерб. В среднем, это обойдется проекту как минимум в 300 тыс. рублей, считает Никита Меркуданов, основатель сервиса Аура. «Абсолютно у всех компаний в сегменте малого бизнеса есть проблемы с набором квалифицированного персонала. При этом воронкой подбора 90% не управляют — не смотрят цифры по этапам воронки, не управляют процессом подбора. Когда компания преодолевает планку в 50 человек, старые правила перестают работать. Руководители не всегда готовы привлекать сторонних консультантов для отстройки процессов внутри, а своих ресурсов уже не хватает. При этом образовавшийся риск — это повышенный стресс у сотрудников, и как следствие выгорание и повышение текучки», — отметил Никита Меркуданов.
Как показало исследование Райффайзенбанка, только 18% предпринимателей пользуются услугами кадрового агентства. Многие берут процессы на себя и не используют аутсорс. При этом неподходящий сотрудник почти в 40% случаев приводит к убыткам, а в 30% случаев к конфликтам в коллективе. Каждый четвертый бизнес