В России появилась служба по внесудебному решению денежных разногласий граждан и финансовых организаций

06.09.18∕18:16

Но принимать обращения она начнёт нескоро

В России появилась служба по внесудебному решению денежных разногласий граждан и финансовых организаций
Фото: Евгения Яблонская для «БанкИнформСервис»
3 сентября вступил в силу закон о финансовом омбудсмене, на эту должность назначен Юрий Воронин. Новость эта, скорее всего, прошла незамеченной для большинства россиян, а между тем новый закон существенно облегчает процесс решения споров физических лиц с финансовыми организациями. Разберёмся со всем по порядку.

Что произошло?

В России учреждена служба финансовых уполномоченных. Её главу называют финансовым омбудсменом.

Внимание! Не следует путать его с финансовым омбудсменом при Ассоциации российских банков, действующим с 2010 года. Государственного омбудсмена по защите финансовых прав физлиц ранее в России не было (хотя был и есть омбудсмен по защите предпринимателей - эту должность занимает Борис Титов).

Служба будет рассматривать имущественные претензии физлиц к финансовым организациям на сумму не более 500 тыс. рублей. Речь идёт о случаях, когда физлица рассчитывают взыскать с организаций незаконно либо ошибочно взятые ими средства (банк неверно списал деньги с карты, реальная стоимость микрозайма оказалась выше оговорённой в договоре, автостраховщик использовал завышенные коэффициенты при расчёте взноса и т. п.), Сейчас вопросы такого рода решаются исключительно через суд. Центробанк при рассмотрении жалоб может только наказать провинившуюся организацию, но по закону не имеет права принудить её возместить физлицу убытки. Служба финансовых уполномоченных будет иметь такое право.

Как это будет работать?

Жалобы можно будет подавать через портал госуслуг. В течение 15 рабочих дней служба финансовых уполномоченных принимает решение и даёт ответ. Если вопрос решён в пользу физлица, а финансовая организация отказывается возвращать ему деньги, в дело вступает служба судебных приставов. Впрочем, как физлицо, так и финансовая организация в случае несогласия с решением финансового уполномоченного могут обращаться в суд.

Обращение к финансовому омбудсмену для физических лиц будет бесплатным.

Внимание! Прежде чем жаловаться в службу финансовых уполномоченных, человек должен обратиться в саму организацию, к которой он имеет имущественную претензию (и, следовательно, получить от неё отказ либо не получить ответа). Без выполнения этого условия жалобы рассматриваться не будут.

Когда это заработает?

А вот здесь неприятный момент - институт финансовых уполномоченных только создан и в полной мере заработает нескоро. Служба будет вести реестр организаций, с которыми взаимодействует, этот реестр будет опубликован. Приниматься будут только жалобы на те организации, которые числятся в реестре.

Финансовые организации при желании могут досрочно «включаться» в реестр, начиная с 3 декабря 2018 года (их к этому стимулирует Центробанк). Тех, кто не захочет сотрудничать, к этому принудят, однако сроки, к которым все организации того или иного типа должны оказаться в реестре службы финуполномоченных, наступят нескоро. Так, в течение 2019 года в компетенцию финансового омбудсмена войдут все страховые компании (в том числе с июня - все страховщики, работающие с ОСАГО). Микрофинансисты полностью окажутся в реестре с 2020 года. А для банков, НПФ, ломбардов и кредитных кооперативов срок обязательного присоединения к системе- 1 января 2021 года.

Просмотров: 744

Подписка на новости
E-Mail: 
Обновить 

Рейтинг банков
"Активность пресс-службы банков"

1 (+2) Сбербанк (Уральский банк)
2 (+3) Промсвязьбанк
3 (+1) ЧЕЛИНДБАНК
4 (+9) Альфа-Банк
5 (+18) Уральский банк реконструкции и развития
6 (-4) ОТП Банк
7 (+4) Банк «НЕЙВА»
8 (-2) Примсоцбанк
9 Банк «Открытие»
10 (-3) Абсолют Банк
на 15.11.2018
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter