А есть ли кризис? Что ждет банковскую розницу в ближайшее время?

08.10.12∕12:59

О перспективах развития банковской розницы в России рассказал директор центра маркетинговых исследований ВТБ24 Дмитрий Лепетиков

В формате видеоконференции Дмитрий Лепетиков рассказал журналистам Екатеринбурга, Перми, Челябинска и Кургана о темпах развития банковского ритейла в России, о том, насколько закредитовано население и какие продукты станут в ближайшее время локомотивом развития банковской розницы.

Дмитрий Лепетиков отметил, что в настоящее время ВВП страны растет, инфляция в норме, что говорит об устойчивости нашей экономики. По доле в мировом ВВП в 2011 году Россия находилась на 11-м месте (2,34%), обогнав, например, Испанию (2,23%) и лишь немного уступив Канаде (2,50%). По мнению эксперта, есть основания предполагать, что в дальнейшем она сможет закрепиться в первой десятке. На его взгляд, конечно, общемировой кризис не может не влиять на российскую экономику, но глобального кризиса внутри страны не случится. Тем не менее, эксперт отметил возможный рост ставок по кредитам из-за удорожания фондирования.

«Есть спрос на розничные банковские продукты, есть активность населения, ощущение стабильности. Если в 2008-2010 годах на рынке преобладала сберегательная модель поведения, люди стремились сохранить деньги, несли их на депозиты в банки, то сегодня потребление преобладает над сбережением», - отмечает Дмитрий Лепетиков. Это мнение подтверждает статистика. По итогам 2011 года кредиты населению выросли на 35,9%, привлеченные средства на 20,9%. Если брать первые итоги 2012 года, то за 8 месяцев кредиты населению выросли на 26,1%, привлеченные средства - на 12,2%. Доля сбережений в доходах населения снизилась (январь-июль 2011 года - 10,4%, январь-июль 2012 года - 8,2%).

При этом кредитование населения растет быстрее кредитования предприятий. В 2011 году кредиты предприятиям выросли на 26,8%. В этом году тенденция сохраняется. За январь-август 2012 года кредиты предприятиям выросли на 10%. В сравнении с уже прозвучавшими цифрами по кредитам физлицам видно, что банковский ритейл растет большими темпами. «Сама статистика по кредитам физлицам уже является индикатором ситуации в стране, ведь, оформляя кредит, заемщики оценивают свои финансовые возможности не только в текущем моменте, но и в будущем. В России наблюдается самая низкая за последние годы доля сбережений, люди тратят деньги и чувствуют себя уверенно. Во многом спросу способствует развитие розничной торговли, на рынке появляется много новых товаров, которые можно приобрести в кредит», - подчеркнул спикер.

На вопрос журналистов, не ухудшается ли при этом качество портфелей, как обстоят дела с просрочками, Дмитрий Лепетиков ответил, что ситуация с рисками благоприятная. Банкиры многому научились в кризис, и опасений в данном случае нет. Например, в настоящий момент низка доля валютной ипотеки, что снижает риски просрочек.

По сравнению с Европой и США в стране низкая закредитованность населения. «В США и Европе не принято жить с родителями после окончания школы, если взрослый человек живет с родителями, это выглядит странным, поэтому практически каждый, поступая в колледж, думает о покупке или аренде жилья. И ипотека является распространенным решением жилищной проблемы. У нас ментальность несколько иная. К тому же, препятствием для развития ипотеки в России являются высокие цены на жилье, низкая финансовая грамотность населения. И несмотря на довольно высокие темпы развития ипотеки в стране, по данным Росреестра, в 2010 году доля сделок с ипотекой составляла 5%, а в II квартале 2012 года - чуть менее 30%, в итоге, объемы российской ипотеки все же в несколько раз ниже западной и европейской. То есть нам есть, куда развиваться», - отмечает эксперт.

Среди наиболее перспективных сегментов банковских услуг он отметил рынок кредитных карт. «Зарплатная карта уже проникла в кошельки российских граждан, две трети населения имеют на руках такую карту. При этом если еще недавно люди пользовались ею, как ключиком к „железному ящику“ с наличными, то сегодня они все чаще используют карту как платежный инструмент. И попутно начинают понимать, что такое кредитная карта, что ее обладатель может извлечь для себя массу выгод. Например, аккуратный заемщик может вообще не платить процентов банку за пользование заемными средствами, укладываясь в льготный период», - пояснил спикер. С начала 2011 года портфель кредитных карт растет со средним темпом 15% в квартал. По прогнозам аналитики ВТБ24, в следующем году динамика роста кредитных карт оставит 48-50%. Ипотека подрастет на 20-22%.

Что касается Уральского федерального округа, то особенностью региона Дмитрий Лепетиков считает развитость кредитования, особенно потребительского. По темпам роста кредитов населения Урал находится выше среднероссийского уровня, уступает только Центру, Дальнему Востоку и Северному Кавказу. По объему кредитов населения Урал занимает пятое место (после Москвы, Санкт-Петербурга, Самарской и Тюменской областей). Все это объясняется развитостью промышленности и торговли в УрФО. (По денежным доходам уральцы уступают только Центру и Дальнему Востоку с его «северными».) А также доступностью банковских услуг - по числу точек продаж на 100 тыс. жителей Урал находится на среднероссийском уровне. По величине среднедушевых депозитов Урал также близок к среднероссийскому уровню.

«Можно еще отметить, что на алкоголь и табак, например, наши люди тратят больше, чем на выплаты по кредитам. Позволю себе пошутить: кто не курит и не пьет, тот большой кредит возьмет. На фоне довольно стабильной ситуации в стране, а также с учетом низкой закредитованности населения, у банковского ритейла огромные перспективы. У банков есть все возможности в ближайшее время улучшить свой бизнес», - резюмировал свое выступление Дмитрий Лепетиков.

Просмотров: 1078
Подписка на новости
E-Mail: 

Рейтинг банков
"Активность пресс-службы банков"

на 01.04.2020
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Для повышения удобства работы с сайтом ИА "БанкиИформСервис" использует файлы cookies. В cookies содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные использовались, отключите cookies в настройках браузера.

   Подробнее