Альфа-Банк - «Пульс малого бизнеса»: угроза №1 - снижение покупательской способности населения

06.12.19∕13:01

Альфа-Банк - «Пульс малого бизнеса»: угроза №1 - снижение покупательской способности населения

Альфа-Банк представляет исследование «Пульс малого бизнеса», отражающее настроения предпринимателей в первой половине 2019 года. У малого бизнеса усилился пессимизм в отношении как текущей ситуации в экономике (индекс минус 73), так и по ситуации в собственной компании (минус 17). Более негативно малый бизнес был настроен только в кризисном 2015 году.

Однако предприниматели сохраняют веру в будущее - макроэкономические и рыночные ожидания впервые за два года улучшились. В результате общий индекс настроений малого бизнеса в июне 2019 года составил минус 32 пункта, сохранившись на уровне конца 2018 года.

Основные тренды:

- 86% респондентов считают, что текущая экономическая ситуация в стране тормозит развитие бизнеса. 82% отмечают снижение покупательской способности. Все больше компаний фиксируют снижение прибыли, среднего чека и числа клиентов.

- Сокращение потребительского спроса, налоговая нагрузка (эффект повышения НДС до 20%, а также - опосредованно - эффект обязательного внедрения онлайн-касс в малом ритейле), обострение конкуренции за клиента с крупными компаниями - главные проблемы малого бизнеса. Наиболее пессимистично настроены представители розничной торговли и строительства.

- В 2019 году у малого бизнеса появилась новая тревога - чипирование/ маркировка одежды вошла в топ-5 проблем, называемых предпринимателями.

- Главная задача малого бизнеса - сохранение клиентов. Для этого предприниматели намерены повышать качество сервиса, расширять линейку товаров/ услуг, менять ценообразование и форматы торговли с учетом новых запросов потребителей.

- Заметно сократилось количество респондентов, которые воспринимают государственную поддержку как драйвер малого предпринимательства. Действующие программы поддержки не дали заметного результата, малый бизнес не верит риторике государства о снижении нагрузки на бизнес.

- Развитию малого бизнеса может помочь снижение налоговой нагрузки, рост потребительского спроса, смягчение банковской политики по кредитованию малого бизнеса.

Угроза № 1 для малого бизнеса - снижение покупательской способности и спроса на товары/ услуги. В 2019 году резко выросла доля предпринимателей, назвавших это главной проблемой (48% против 37% в конце 2018 года). Снижение покупательской способности выходит на первый план в списке проблем малого бизнеса. Высокая налоговая нагрузка беспокоит 49% респондентов (эта доля не поменялась). На третьем месте - недостаток средств для развития (35%).

Повышение НДС и замедление роста российской экономики (0,7% в годовом выражении в январе-июне 2019) усилило пессимизм предпринимателей. Экономическая ситуация в целом свидетельствует о низком уровне совокупного спроса в экономике. Малый бизнес продолжает работать в неблагоприятных условиях внешней среды, а внутренние резервы роста практически исчерпаны.

Текущая экономическая ситуация в стране тормозит развитие бизнеса, считают 86% респондентов, и будет ухудшаться в следующие 6 месяцев (52%). В первой половине 2019 года покупательская способность населения в стране снизилась (82% респондентов), и продолжит снижаться (54%).

В то же время заметно выросла доля тех, кто ожидает улучшения ситуации в ближайшие полгода. Это сезонный оптимизм - второе полугодие традиционно активнее, темпы роста во второй половине года стимулируются увеличением расходов бюджета, а также эффектом снижения ключевой ставки ЦБ.

Тем не менее, более половины предпринимателей по-прежнему ожидают ухудшения ситуации как в своей отрасли, так и по стране в целом.

В отраслевом разрезе самые пессимистичные оценки дают представители розницы и строительства, наиболее остро испытывающие последствия снижения спроса, роста налоговой нагрузки и обострения конкуренции с крупным бизнесом. Наименьший пессимизм отмечается в IT-секторе. Стабильный на протяжении многих лет рост спроса на IT-услуги, низкий удельный вес операционных расходов, возможность работать с клиентами дистанционно и интегрироваться на любой рынок, налоговые льготы - все это позволяет IT-сектору войти в число наиболее перспективных сегментов малого и среднего бизнеса.

Описывая ситуацию в собственной компании, 53% респондентов зафиксировали снижение прибыли, 32% - уменьшение среднего чека, 35% - сокращение числа клиентов.

Успешным свой бизнес считают 21% предпринимателей - эта доля практически не меняется за всю историю замеров.

Половина из тех, кто еще не достиг успеха, готовы ждать не более двух лет. При этом доля уверенных в достижении запланированных бизнес-результатов сокращается (20% в 2019 году против 23% в конце 2018 года), а доля желающих закрыть или продать бизнес растет (19% против 17% соответственно).

Первоочередными задачами для всех отраслей являются повышение прибыльности и привлечение клиентов. На фоне низкой покупательской способности, роста налоговой нагрузки и обострения конкуренции рентабельность компаний снижается до критического уровня. Практически во всех сферах малый бизнес будет занят повышением эффективности бизнеса и сохранением клиентской базы. Бороться за клиентов предприниматели намерены прежде всего повышением качества сервиса и гибким ценообразованием (оплата с отсрочкой платежа, снижение цен, запуск программ лояльности).

В опросе участвовало 3698 клиентов банка - индивидуальных предпринимателей, руководителей и собственников компаний с выручкой до 350 млн рублей в год. Респонденты представляют основные отрасли, в которых занят российский малый бизнес, - розничная и оптовая торговля, строительство, IT, маркетинг и бизнес-услуги, производство, грузоперевозки.

Вопросы, задаваемые респондентам, охватывают следующие темы:

- Бизнес-ожидания компании: оценка экономической ситуации в стране/ отрасли, покупательская способность, зависимость компании от импорта

- Финансовое положение компании и планы на будущее: прибыль, выручка, планы развития бизнеса, критерии успеха

- Продажи и количество клиентов: частота покупок, размер среднего чека, количество клиентов

- Экспорт и импорт: доля в обороте, планы по изменению доли, влияние санкций

- Профиль бизнеса: город, пол, возраст, должность, сфера деятельности, количество сотрудников в компании

На основе полученных ответов рассчитан «Индекс настроений малого бизнеса». Согласно методике, значения индекса могут изменяться от ?100 до 100. Положительные значения показывают, что позитивные настроения превалируют над негативными, отрицательные значения характеризуют преимущественно негативные настроения.

Индекс замеряется с 2015 года.

Просмотров: 495
Подписка на новости
E-Mail: 

Рейтинг банков
"Активность пресс-службы банков"

Банк Рейтинг
1 ВТБ 1000
2 Россельхозбанк 795
3 Абсолют Банк 771
4 (+9) СКБ-банк 511
5 (+1) ПСБ банк 502
6 (-1) Банк «Открытие» 443
7 Райффайзенбанк 399
8 (+1) Банк УРАЛСИБ 312
9 (-5) Сбербанк (Уральский банк) 304
10 (-2) Альфа-Банк 256
11 (-1) РОСБАНК 198
12 (+4) Азиатско-Тихоокеанский Банк 194
13 (-1) Уральский банк реконструкции и развития 188
14 Банк «НЕЙВА» 142
15 (-4) Примсоцбанк 141
16 (-1) Экспобанк 116
17 (+2) Запсибкомбанк 109
18 (-1) ЧЕЛИНДБАНК 107
19 (-1) Банк СОЮЗ 106
20 Кольцо Урала 94
на 02.04.2020
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Для повышения удобства работы с сайтом ИА "БанкиИформСервис" использует файлы cookies. В cookies содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные использовались, отключите cookies в настройках браузера.

   Подробнее