Несмотря на прекращение льготной программы, рынок в 2018 году вырос на 10,7%. За год россияне взяли 800 тысяч автокредитов
Свердловская область продемонстрировала прирост вдвое больше общероссийского - 21,7%. За год свердловчане взяли 29,8 тысяч автоссуд. Область вполне можно считать «локомотивом» российского автокредитования: ни один регион не показал такого прироста на высокой базе, а из десяти регионов с самыми крупными показателями выдач шесть зафиксировали падение кредитования в 2018 году. Именно Свердловская область наряду с Челябинской, Тюменской, Ставропольским краем и некоторыми другими регионами, держит рынок автокредитования в том темпе роста, который он взял с помощью льготных программ. В Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, Краснодарском и Пермском краях, Московской, Ростовской, Самарской и Нижегородской областях (все эти регионы являются лидерами по количеству выданных кредитов) после сворачивания господдержки рост кредитования сменился падением или близкой к нулю динамикой. В таблице приведена поквартальная динамика (прирост к тому же кварталу 2017 году) по десятке регионов с самым большим количество выданных автоссуд.
Регион | 1 кв. 2018 | 2 кв. 2018 | 3 кв. 2018 | 4 кв. 2018 |
---|---|---|---|---|
Москва |
16 |
14 |
0,5 |
4,7 |
Санкт-Петербург |
21,8 |
8 |
- 3,5 |
- 3,8 |
Московская область |
17,5 |
13,8 |
- 0,6 |
2,6 |
Татарстан |
18 |
9,5 |
- 9,8 |
- 5,9 |
Башкортостан |
41,7 |
20,8 |
3 |
4,4 |
Свердловская область |
46,7 |
39,8 |
15,1 |
13,6 |
Краснодарский край |
32,9 |
17,7 |
1,1 |
3,8 |
Челябинская область |
32,6 |
22,2 |
7,3 |
2,8 |
Самарская область |
26,1 |
8,2 |
- 11,9 |
- 6,1 |
Пермский край |
30,9 |
18,9 |
- 6,5 |
нет точных данных |
Справедливости ради отметим, что немалый вклад в рост автокредитного рынка по всей видимости вносит Дальний Восток, где льготная программа продолжила действовать. Оценить этот вклад не получается, поскольку НБКИ не публикует данных по всем регионам. Однако во-первых, объём рынка дальневосточных регионов не настолько велик, чтобы задавать тренд, а во-вторых, сам факт продолжающегося там льготного кредитования выводит Дальний Восток за скобки рассуждений о том, какие именно регионы поддержали рынок после сворачивания господдержки.
Примечательно, что доля машин, купленных в кредит, среди общего числа автопокупок остаётся на высоком уровне и без льготных программ. Динамику этого показателя (по России в целом)можно посмотреть в таблице.
Период | Доля автомобилей, купленных в кредит, от общего числа автопродаж, % |
---|---|
1 квартал 2017 года |
45,7 |
2 квартал 2017 года |
48,1 |
3 квартал 2017 года |
53,5 |
4 квартал 2017 года |
47,6 |
1 квартал 2018 года |
50,3 |
2 квартал 2018 года |
49,1 |
3 квартал 2018 года |
50,3 |
4 квартал 2018 года |
47,1 |
Данные НБКИ и аналитического агентства "Автостат".
Очевидно, именно из-за приличных показателей автокредитного рынка во втором полугодии 2018 года, обеспеченных Свердловской областью и некоторыми другими регионами, правительство не торопится с возвращением субсидий. Напомним, в июле было принято решение о продлении госпрограммы до 2020 года, но конкретных сроков её возобновления не называлось.