Аналитик Bankinform.ru Алексей Прокопьев подводит итог собственных наблюдений за ценами
Прежде всего, почти все подорожавшие товары подорожали значительно - в среднем от 8 до 18%, по дешевой продукции (макароны, хлеб) есть случаи прироста вплоть до 34%. Однако практически всегда такой резкий рост цен в одном из «контрольных» магазинов нивелировался низким, нулевым или вообще отрицательным (товар дешевел) показателем в другом магазине (при этом магазины «менялись ролями» в отношении разных товаров). Некоторые примеры приведены ниже в таблице (фактор скидок учтён). Просто идеальная ситуация для самообмана! Ведь думая об инфляции, мы склонны к тому, что психологи называют генерализацией частного случая - выделять наиболее яркий пример, забывая прочие. Естественно, люди запомнят только резкий рост цен в тех местах, где он есть, и печальная сказка о запредельной инфляции будет пересказана на старый лад в очередной раз. Между тем, хотя моя маленькая выборка не позволяет выводить средний показатель инфляции, подмеченная тенденция свидетельствует, что он будет небольшим и не сильно превзойдёт показатели прежних лет (когда практически не было случаев резкого роста цен). Росстат оценивает продуктовую инфляцию-2018 на уровне 5%, и лично мне теперь эта цифра представляется реалистичной.
Товар | Прирост цен, магазин №1 / магазин №2 |
---|---|
Сок |
17,5% / - 10,1% |
Макароны |
0% / 34% |
Хлеб чёрный |
26% / 8% |
Хлеб белый |
- 3% / 10% |
Бананы |
5,3% / - 6,7% |
Соль |
0% / 8,3% |
Товары, показавшие максимальный рост цен (отдельные случаи) | Товары, показавшие минимальный рост цен (отдельные случаи) |
---|---|
макароны (34%), чёрный хлеб (26%), печенье (17,7%), сок (17,5), кофе (12,3%), яйцо (11,1%), чай (11%), молоко (10,3%) | шоколад (-11%), сок (-10,1%), бананы (-6,7%), лук (-4,3%), белый хлеб (-3%), водка (-3%), творог (0%), сметана (0%), растительное масло (0%) сгущённое молоко (0%), сыр (0%) |
Помимо этого в отношении продуктовой инфляции по итогам 2018 года можно сделать еще несколько занятных наблюдений.
Во-первых, в отличие от 2016-17 годов, когда бодро и повсеместно дешевели сахар, крупы, чай и яйца, в 2018 году ни по одному товару не зафиксировано падения цен. Как мной, так и Росстатом.
Во-вторых, наибольший рост цен показали продукты, предыдущие пару лет в подобном не замеченные - молоко, отдельные хлебобулочные изделия, яйца, сахар. По этому принципу в ближайшей перспективе могут резко подорожать подсолнечное масло (стоимость которого не меняется уже три года), сыр, сметана, творог и белый хлеб (эти продукты в 2018 году не дорожали).
В-третьих, за последние пару лет увеличилось значение скидочных акций. Динамика базовых и скидочных цен всё больше расходится, по сути это две разные истории. Например, чай в 2018 году вновь стал дорожать, но его цены со скидкой продолжают обновлять минимумы, упав уже почти вдвое против уровней двухлетней давности. То же самое, пусть в меньших масштабах, можно наблюдать по кофе, сокам, шоколаду, алкоголю и другим продуктам. А это, как и различия в динамике цен разных торговых сетей, ведёт к ускоренной дифференциации «личных инфляций», то есть ситуации, когда люди сравнивающие цены (базовые и скидочные, цены в разных магазинах) экономят всё больше и больше по сравнению с людьми, которые за это не заморачиваются.
Напоследок замечу, что всё вышесказанное отнюдь не претендует на статус серьёзной аналитики, хотя бы из-за скудости рассматриваемой корзины (три десятка продуктов в двух супермаркетах). Это лишь размышления человека, привыкшего судить по фактам (каким-никаким), а не субъективным впечатлениям.