Верховный суд оправдал Сбербанк после отказа выдать вклад наличными клиенту
Коллегия Верховного суда (ВС) по гражданским спорам признала правоту Сбербанка, который отказался выдавать вклад наличными клиенту-физлицу из-за подозрения в легализации средств. Об этом пишет «Коммерсант». По мнению экспертов, из-за такого решения ВС недобросовестные банки смогут отказываться выдавать клиентам вклады по надуманным причинам и зарабатывать на комиссиях при переводе средств в другой банк.
По материалам судебного спора, в 2015 году на счет Сергея Будника в Сбербанке поступило с его же счета в Сити Инвест банке 56 млн руб. Клиент попытался получить их наличными на следующий же день. Сбербанк запросил у Сергея Будника документы, подтверждающие происхождение денежных средств, и по итогам их изучения отказал в выдаче средств. Тогда клиент открыл несколько срочных вкладов в Сбербанке и перевел деньги туда. По окончании срока вкладов он вновь попытался забрать средства наличными и получил отказ.
Сергей Будник обратился в суд, требуя вернуть ему суммы вкладов, проценты, а также взыскать с банка неустойку. Суды всех инстанций поддержали Сбербанк, указав, что клиент банка так и не представил документы, опровергающие сомнительное происхождение денежных средств. Спор дошел до коллегии ВС, где Сбербанк указал, что «нормы права не содержат обязанности выдать деньги в той форме, в которой запросил клиент, банк может выдать средства как наличными, так и по безналичному расчету», значит, клиент может перевести деньги на счет другого банка. Коллегия приняла этот довод. Но при переводе средств с одного банка в другой взимается комиссия, отметил директор департамента правового обеспечения ХКФ-банка Александр Гонтаренко. В Сбербанке она составляет 2%.
Такое решение ВС создает опасный прецедент. «Банки, испытывающие недостаток ликвидности, смогут удерживать средства и добросовестных клиентов по надуманным основаниям,- отмечает собеседник “Ъ” в крупном банке. - Недобросовестные игроки могут использовать возможность отказа от выдачи наличных с вклада для заработка на комиссиях». Впрочем, выход у клиентов банка есть - полное прекращение отношений с кредитной организацией. «Если клиент-физлицо закрывает счет и расторгает договорные отношения с банком, то последний обязан либо перечислить средства на другой счет, либо выдать наличными, и в данной ситуации диктовать уже бывшему клиенту способ получения средств банк не вправе»,- отмечает Александр Гонтаренко. Однако строптивый клиент с высокой долей вероятности попадет в черный список отказников и будет ограничен в получении банковских услуг в целом.