А доля лиц, допускающих возможность просрочки, за последние четыре года выросла почти вдвое
Такое противоречие между ответами, вероятно, объясняется тем, что под «преступлением» респонденты понимали мошенническую схему, когда человек берет кредит и изначально не платит по нему, а ситуацию, когда заемщик перестает платить в силу каких-то причин, они правонарушением не считают. Либо считают, но все же готовы морально оправдать.
Кстати, что касается оправданий, по сравнению с опросом двухлетней давности наблюдаются интересные и тоже не радующие изменения. Раньше основными «уважительными» причинами невозврата кредита респонденты называли недобросовестное поведение банка - «скрыл реальную стоимость кредита», «в одностороннем порядке увеличил ставку или размер платежей». Теперь популярность этих оправданий снизилась, а на первое место вышли форс-мажорные обстоятельства - потеря работы, экономический кризис и т. п., их считает достаточным основанием для невозврата половина (48%) опрошенных. Распространилось и оправдание несознательного поведения («человек не рассчитал возможностей, взял в долг слишком много»): в 2015 году это считали достаточно веской причиной для невозврата кредита 10% опрошенных, сейчас - 18%. А 4% называют уважительной даже ссылку на чужой пример («другие не платят, зачем платить мне»), два года назад так считали 3% респондентов.