Необычное двойное интервью дают банкир и его клиент
Об экономике, перспективах развития бизнеса и банковского сектора беседуют генеральный директор компании Bergauf Ирина Невзорова и управляющий Уральским филиалом Банка Интеза Алёна Филиппова.
Отдельные отрасли российской экономики вступили в 2016 год в состоянии крайнего пессимизма: новости с фондовых рынков, казалось бы, не сулят ничего хорошего и предрекают продолжение кризиса. Но есть и другая сторона медали - компании, которые даже в текущей ситуации могут смело рассчитывать на рост и прибыль. Пример компании Bergauf в этом ключе крайне показателен. 12 лет назад, когда этот бизнес только открылся, компания стала 274 производителем сухих смесей в России. Сейчас Bergauf входит в пятерку лидеров по всей России. Высоких позиций удалось достичь, в частности, и благодаря поддержке банков.
Алена Сергеевна, как вы охарактеризуете ситуацию в банковском секторе? Объемы кредитования бизнеса в 2015 году упали, банки стали более жестко подходить к оценке заёмщиков, даже крупным игрокам на рынке сложно, а что уж говорить про малый бизнес. Есть ли все-таки «свет в конце туннеля»? И что ожидать бизнесу от банков в 2016 году?
Алёна Филиппова, «Интеза»: В целом, сектор сейчас достаточно устойчив, проблем с ликвидностью нет, он приспособился к работе в новых условиях, при низких ценах на нефть, курсовой волатильности, санкций и так далее. В тоже время мы видим, что продолжаются отзывы лицензий у некоторых кредитных организаций. До конца 2016 года ситуация в банковском секторе останется непростая.
Если же говорить про динамику развития бизнеса, то мы уверены, что именно малый и средний бизнес как более мобильный, сможет быстрее адаптироваться к проявлениям кризиса и обеспечить подъем российской экономики. Именно поэтому сейчас очень важно поддержать российский бизнес, что мы и делаем. В 2016 году наш Банк предложил предпринимателям специальную программу поддержки «Общее дело», которая направлена на поддержку и развитие бизнеса в сфере производства и розничной реализации продовольствия и напитков, производства картона, бумажной и картонной упаковки.
Но и представители крупного бизнеса сейчас многое делают для экономики России, поскольку среди них много производственников, выпускающих лекарства, продукты, материалы для строительства, отделки и не только. Они активно включились в программу импортозамещения и могут достойно заполнить те ниши, которые опустели из-за введенных санкций или высокого курса рубля. Поддержка таких компаний также сейчас стратегически важна для нас.
Пример компании Bergauf очень ярко показывает, как хороший производственный бизнес может не только не потерять, но и нарастить свои позиции в кризис. Таких клиентов мы готовы кредитовать и поддерживать. В 2015 году мы открыли этой компании возобновляемую кредитную линию. Полученные средства были направлены на финансирование текущей деятельности предприятия - покупку сырья и расчет с контрагентами.
Ирина, как ваш бизнес переживает текущий кризис?
Ирина Невзорова, Bergauf: Кризисы нам скорее помогали, чем мешали, как неудивительно это звучит. Правда, в текущем году нам придется быть более сдержанными в амбициях, чем хотелось бы. Но может быть это и хорошо. В период таких передышек есть время проанализировать каждый бизнес-процесс и улучшить его.
Сейчас очень модно говорить об импортозамещении. Продукция предприятия Bergauf - сухие строительные смеси и лакокрасочные материалы - на рынке не вытеснила иностранные аналоги, поскольку зарубежных поставщиков не ограничивают в поставках их продукции. Но при этом цены на импортные аналоги выросли, это логично объясняется курсом евро и доллара. Способствовало ли росту спроса на Вашу продукцию рост валюты? И как Вы «боретесь» с импортными аналогами?
Ирина Невзорова: Наши основные конкуренты - такие компании, как Henkel, КНАУФ давно практически всё делают в России и из российского сырья, но при этом свою прибыль отправляют за рубеж. Поэтому рост курса валюты на внутреннем рынке нам помог только в ряде регионов, например в Хабаровске, где исторически сильны были корейцы. Зато отмечу, что курс помог нам на внешнем рынке, мы начали активно поставлять свою продукцию заграницу.
Можно ли прогнозировать рост на строительном рынке или мы будем наблюдать длительную стагнацию?
Ирина Невзорова: Да, денег пока мало. Наш бизнес очень сезонный, именно поэтому каждую зиму мы ждем весну, а весной всегда полны надежд. Эта зима была очень сложной, потому что в условиях неопределенности многие застройщики решили не подводить тепло к объектам. При этом сроки сдачи с мая было решено не переносить, и буквально за месяц все достроить. Оптимизма нашим строителям не занимать, так что и мы будем стараться не подвести их в поставках.
Оснований для роста, конечно, пока не видим, но и длительной стагнации не прогнозируем: год-полтора - это максимум. Спросите почему? Ответ прост - обеспеченность жильем в квадратных метрах на душу населения в России крайне низкая, а качество жилья, построенного в 70-80 годы отвратительное. Хотя можно сказать, что почти полстраны сейчас живет таких домах. А ввод нового жилья неактивный - его вводится всего полметра в год на человека. Только представьте себе, что такое полметра на человека? Этого даже на обновление не хватит, не говоря уже про улучшение условий. На мой взгляд, нам ещё предстоит строить и строить. И именно сейчас постепенно у многих людей приходит понимание, что качество твоей жизни зависит не столько от того, на какой машине ты ездишь или в какие бренды одет, а от того, где и как ты живешь.
В 2014 году компания Bergauf вышла на международный рынок, заняла пятое место среди производителей сухих строительных смесей. Сейчас Вы успешно сохраняете статус самой быстрорастущей компании. За счет чего Вам это удается?
Ирина Невзорова: Вопрос непростой и я не очень его люблю (смеется). Скажу так, мы точно знаем, как приготовить хорошие смеси. Надо взять качественные компоненты строго по весу и добавить совесть и душу производителя без всякого весового ограничения. А успех на рынке, увы, по рецептуре не приготовишь. К тому же, если сегодня помогало одно, завтра это может уже не сработать, поэтому не стоит оглядываться назад. Сейчас мы в исследовательском центре по вечерам пытаемся найти формулу лучшего клея для плитки, а в кабинетах - рецепт новых высоких результатов. И все получается.
Алнена Сергеевна, а какие отрасли бизнеса, по оценке банкиров, будут успешны в 2016 году? И что нужно, чтобы быть успешным в бизнесе?
Алена Филиппова: Сейчас очень непростое время, как для бизнеса, так и для банков. Да, мы извлекли из кризиса 2009 года серьезные уроки. Важно учитывать прошлое, но надо смотреть в будущее, планировать и реализовывать задуманное. Последние несколько лет не были годами быстрого роста. В результате многие предприятия реструктурировали бизнес, чтобы меньше зависеть от заёмных средств. Сейчас нет резкого роста просрочки по кредитам в валюте, так как заёмщики избавлялись от валютных долгов, а банки не кредитовали в валюте предприятия без валютной выручки. Но из-за снижения конкуренции некоторые компании смогли повысить цены. Поэтому во многих отраслях, несмотря на падение объемов производства, происходит рост доходов компаний.
Неверно говорить о падении всего рынка. Некоторые отрасли, например, которые были проблемными в прошлый кризис, сейчас, наоборот, благополучны. Простой пример. В результате девальвации рубля ситуация в металлургии серьезно улучшилась. Но зато пострадали застройщики и торговля: упал потребительский спрос и выросли розничные цены. Непросто пришлось и тем отраслям, чей бизнес был тесно связан с импортом готовой продукции или компонентов, а состояние спроса не позволило полностью переложить курсовые изменения в конечную стоимость продукции.
Но мы склонны считать, что 2016 год будет годом медленного восстановления экономики. При этом ряд отраслей, в первую очередь тех, которые выиграли от девальвации рубля и российских антисанкций, будут расти значительно быстрее рынка. И именно за право сотрудничества с такими предприятиями между банками развернется острая борьба. А вот кто будет более успешен - покажет время.
В качесте иллюстрации использован коллаж из фото «Коммерсант.Урал» и «БанкИнформСервис».