Из-за кризиса потенциально «хорошие» заемщики все чаще обращаются к мошенническим схемам
Отслеживается ухудшение общего «качества входящей популяции заемщиков». В 2,5 раза увеличилось количество потенциальных заемщиков, которые дают ложные данные о работодателе. Использование «посредников» при данном виде мошенничества также вошло в тренд. «Банкам довольно сложно противодействовать этой новой популяции мошенников, так как ранее они вполне могли быть законопослушными, а также могут обладать неплохой кредитной историей», - отметил генеральный директор ОКБ Даниэль Зеленский. При этом виды способов обмана банков постоянно пополняются. Если в 2014 году 45% всех подозрительных заявок приходилось на совпадение с уже известными случаями мошенничества, то в 2015 году этот показатель снизился до 35%.
График структуры мошенничества в 2014-2015 гг.:
Комментарий:Даниэль Зеленский, генеральный директор Объединенного Кредитного Бюро:- В 2015 г. наблюдался всплеск попыток мошенничества на кредитном рынке, что характерно для периодов экономической нестабильности. При этом мы видим, что основным драйвером роста являются не организованные группы мошенников, а новая популяция заемщиков, которая прежде не воспринималась банками в качестве "плохих" клиентов. В условиях падения реальных доходов и потери работы некоторые категории граждан начинают испытывать острую потребность в заемных средствах. Не имея возможности получить кредит в условиях ужесточения требований банков к заемщикам, заемщики идут на незначительные с их точки зрения махинации о своем социальном статусе или уровне дохода. Поскольку самостоятельно сделать это довольно сложно, они обращаются за помощью к третьим лицам в обмен за вознаграждение.
Таким образом, в 2016 году продолжится тенденция к ужесточению всесторонних проверок потенциальных заемщиков. Использоваться будут все доступные источники информации, в том числе и сторонних организаций.