Экспертное сообщество указывает на рискованные последствия такого шага
«Считаем необходимым максимально быстро привести ключевую ставку к уровню, обеспечивающему поддержку промышленного роста, и снизить ее до 8-8,5%, а в последующем до 6-6,5%», - цитирует письмо депутата РИА Новости.
Владимир Гутенев подчеркивает, что резкое падение промышленного производства по сравнению с прошлым годом (7,2% в обрабатывающей промышленности, 37% в машиностроении) во многом обусловлено пассивно-выжидательной позицией, занятой внутренними и внешними инвесторами. А осуществляемое в последние месяцы плавное понижение ключевой ставки не стимулирует их к изменению этой позиции.
Заметим, что это уже не первая подобная инициатива Владимира Гутенева. В конце апреля он предлагал Центробанку «оперативно снизить ключевую ставку до уровня 6-7%, сделав в максимально быстрые сроки первый шаг по ее снижению на 2%».
В экспертном сообществе идею воспринимают критически. Отмечается, что нынешняя политика регулятора является компромиссной, а резкое снижение ключевой ставки чревато крупными инфляционными и девальвационными рисками или, в лучшем случае, только последними.
Напомним, в 2015 г. Банк России уже трижды понижал ключевую ставку, суммарно на 4,5 п. п. Сейчас она составляет 12,5% годовых, но от ближайшего заседания ЦБ, которое состоится 15 июня, аналитики почти единодушно ждут нового понижения, на 1-2 п. п.Комментарий специалистаИгорь Задорин, начальник планово-аналитического управления банка «Кольцо Урала»Снижение ключевой ставки, безусловно, позволит ускорить темпы оживления экономики страны. По мнению ЦБ, слишком существенное снижение ставки подстегнет рост инфляции. Однако на мой взгляд, не все так однозначно.
С одной стороны, это снизит для финансовых организаций стоимость привлечения средств, что, в свою очередь, позволит снизить ставки по кредитам, и бизнес таким образом получит столь необходимые для развития средства. Но, поскольку население закредитовано избыточно, рост потребления не будет слишком динамичным.
Таким образом, единственное, что должно вызывать опасения в случае резкого снижения ставки, - это рост объема спекуляций с валютой, который может повториться с ростом рублевой ликвидности. И в таком случае задачей регулятора будет найти такие рычаги влияния на спекулянтов, которые одновременно не «убивали» бы экономику страны.
Осенью 2014 г., до валютного кризиса и пика инфляции ключевая ставка равнялась 8%. В начале 2014 г. она составляла 5,5%.