Идея о прогрессивном подоходном налоге бродит по парламенту, обретая различные формы

В январе 2015 г. свой вариант прогрессивной шкалы озвучивали и коммунисты. Депутат Госдумы Вадим Соловьев рассказывал, что они с коллегами хотят освободить от подоходного налога всех россиян, зарабатывающих менее 20 тыс. рублей в месяц. Доход в размере 20-50 тыс. рублей при этом должен облагаться по ставке в 10%, 50-100 тыс. - 13%, 100-200 тыс. - 15%, 200-400 тыс. - 25%, свыше 400 тыс. рублей в месяц - 35%.
Соответствующий законопроект так и не поступил на рассмотрение парламента. Возможно, после неудачи коллег-эсеров коммунисты решили скорректировать свои предложения. И вот, на прошлой неделе в Госдуму был внесен проект депутата от КПРФ Николая Рябова, предлагающий новый вариант решения вопроса.
Идея заключается в том, чтобы повысить единую ставку НДФЛ с нынешних 13 до 16%. Шкала останется плоской - 16% для всех, но при этом вводится своеобразный вычет: налогооблагаемая база должна уменьшаться на принятый для данного периода минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Получается простая формула: НДФЛ = (Д-МРОТ) * 16%, где Д - месячный доход. Согласно этой формуле, россияне, имеющие официальный доход ниже МРОТ, будут совсем освобождены от уплаты налога, а получающие зарплату, близкую к средней, не почувствуют практически никаких изменений. Например, при нынешнем размере МРОТ (5965 рублей) лица с месячным доходом в 32 тыс. рублей будут в итоге платить налог на все те же 13%, получающие 20 тыс. - 11,23%, а люди с доходом 100 тыс. в месяц - чуть более 15%.
«Реальное увеличение налоговой нагрузки в пределах от 0,5 до 3 процентов затронет порядка 20 процентов населения с самыми высокими доходами. Улучшения, связанные со снижением налоговой нагрузки по НДФЛ, коснутся порядка 70 процентов населения», - указывает Николай Рябов в пояснительной записке к своему проекту.
Там же он говорит, что при сохранении нынешней динамики соотношения МРОТ и средней зарплаты новый алгоритм налогообложения позволит увеличить поступления в казну от НДФЛ на 1,5%. Правда, при этом довольно спорным выглядит утверждение (приведенное в той же записке), что эта мера стимулирует потребление в российской экономике: ведь при ее реализации доходы семей, живущих на границе бедности, в абсолютном выражении вырастут ненамного, а доходы среднего класса (которые также преимущественно направляются на потребление, а не на сбережения) заметно уменьшатся.