Подарочные банковские карты - это изящный аналог денег в конверте. Изучаем предложения банков и разбираемся в плюсах и минусах продукта

Если в обычные дни спрос на этот продукт невелик, то в феврале-марте банки отмечают ощутимый всплеск интереса. Сами банкиры говорят, что основная причина в простоте оформления и практически неограниченных возможностях использования. Мы попробовали разобраться в основных плюсах и минусах продукта, а заодно изучить имеющиеся на рынке предложения.
Плюсы
Для начала разберемся в деталях. Подарочная банковская карта - это не новинка как таковая, а давно существующий продукт, получивший новую «упаковку». Это предоплаченная неименная карта. Для того чтобы завести такую карту клиенту не нужно открывать отдельный счет, а банку - идентифицировать клиента. Отсюда вытекает три ключевых положительных момента:
- Карту можно оформить мгновенно;
- Для оформления не нужны документы ни ваши, ни одариваемого;
- В дальнейшем ее можно использовать как любую другую банковскую карту, расплачиваясь в любых магазинах, а не строго определенных сетях, как это бывает с подарочными сертификатами.
Минусы
Простота оформления и отсутствие процедуры идентификации клиента накладывает свои ограничения.

- Максимальный номинал такой карты по закону не может быть больше 15 тысяч рублей. Это обратная сторона легкости в оформлении;
- Как правило, подарочные карты - это только расчетный инструмент, снять с них наличные нельзя. Законодательство такие операции не ограничивает, но самим банкам проще (не нужно выдавать пин-код) и выгоднее, чтобы эти деньги были потрачены в магазинах.
Специалисты отмечают и ряд других особенностей. Так, например, в банке «Кольцо Урала» возможность выпуска подарочных карт рассматривали, но с запуском продукта все-таки решили повременить. «Несмотря на основную положительную особенность предоставления предоплаченной карты - моментальную выдачу - остальные отрицательные стороны данной карты могут стать сдерживающим фактором для ее приобретения», - объясняет начальник управления платежных систем и карточных проектов банка «Кольцо Урала» Ирина Бурибаева.
Среди таких факторов эксперт отмечает:
- низкий уровень карты (как правило, Maestro/Electron);
- отсутствие имени и фамилии на карте - это значит, что некоторые торговые точки могут не принимать ее к расчетам, с ее помощью нельзя забронировать отель/гостиницу или взять напрокат автомобиль;
- деньги, находящиеся на предоплаченной карте, не подлежат обязательному страхованию.
В итоге «Кольцо Урала» отдал предпочтение кобрендинговым проектам (один из наиболее успешных - «Гринкарта», карточка, дающая целый ряд привилегий при покупках в ТЦ «Гринвич»). Ранее именно такой путь избрали и крупные федеральные игроки. Так, например, подарочные карты выпускали Сбербанк и Альфа-банк, но в этом году в продуктовой линейке кредитных организаций предоплаченных карт уже нет. «Подарочные банковские карты мы выпускали с 2012 года. Продукт пользовался спросом и был вполне успешным. Но изначально это был специальное, ограниченное во времени предложение. Срок подошел к концу, и мы решили сделать упор на продвижение новых кобрендинговых продуктов», - объясняют в пресс-службе Альфа-банка.
Тем не менее, сегодня подарочные карты есть в арсенале как крупных, так и у региональных банков.
Цена вопроса
Стоимость выпуска такой карты колеблется от 50 до 300 рублей. Обычно карта выпускается на год, и за ее обслуживание банк не взимает никаких дополнительных комиссий.
Банк | Стоимость выпуска | Особенности |
---|---|---|
Газпромбанк | 100 руб. | Можно внести любую сумму до 15 тыс. руб. |
Русский стандарт | 100 руб. | номинал ограничен конкретными суммами: 1000, 3000, 5000, 10 000, 15 000 руб. |
АК Барс банк | 20-300 руб. | номинал ограничен конкретными суммами: 500, 1000, 5000, 10000, 15000 руб. |
Нейва | 50 руб. | Возможность внести любую сумму до 15 тыс. руб. |