Легализовавшим свои средства и имущество в России пообещали правовые гарантии в том, что они не подвергнутся проверкам
Налоговая амнистия для офшорных капиталов обсуждается в правительстве уже год, напоминают «Ведомости». Не хватало политического решения, объясняли чиновники. «Ясно, что об этом должен объявить Путин», - говорил один из них.
Спор шел о форме амнистии. Первый вице-премьер Игорь Шувалов предлагал полную амнистию: вернувшие капитал в Россию освобождались бы от неуплаченных ранее налогов, от штрафа и пени, им не грозила бы уголовная ответственность. Минфин же предлагал ограничиться уголовной амнистией. Осенью Совет Федерации предложил свой вариант: согласно внесенному в Госдуму законопроекту, амнистированные должны до 31 августа 2015 г. подать заявление о возвращаемых активах и заплатить вместо налогов заявительный платеж - всего 2,5% со скрытых ранее доходов.
В целом Минфин никогда не возражал против амнистии, отмечает чиновник министерства: вступает в силу антиофшорный закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК, поправки в Налоговый кодекс), так что амнистия - разумный шаг. Минфин готовил амнистию как пряник в переговорах с бизнесом по закону о КИК. Закон получился жестким, а пряник так и не дали, жаловались юристы компаний.
Правила КИК обязывают платить налог с нераспределенной прибыли зарубежных активов (20% - компании и 13% - граждане). Они не распространяются на прибыль, накопленную в офшорных кошельках в прошлом, но риски претензий при этом сохраняются. Если налоговики докажут, что иностранные компании фиктивны и созданы исключительно для ухода от налогов, они смогут начислить налоги. Может быть возбуждено и уголовное дело.
Для российского бизнеса амнистия - не красивое слово, а реальная необходимость, отмечает партнер PwC Екатерина Лазорина: «Многие начинали бизнес в другой законодательной среде, а правила игры существенно изменились в последние годы». Еще в начале 2000-х, до принятия постановлений Высшего арбитражного суда (ВАС) о необоснованной налоговой выгоде, за фиктивные компании-пустышки непросто было начислить налог. Сейчас бизнесу нужны были именно слова президента: по сути, это личная публичная гарантия безопасности от главы государства, подчеркивает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.
Амнистия уже объявлялась в стране в начале 2000-х, но вернула немногих. Теперь она может сработать, так как полезна для многих предпринимателей, считает Захаров: для всех, кого затронули или могут затронуть санкции Запада. Многие владельцы бизнеса уже начали переводить активы зарубежных компаний в Россию, рассказывают чиновники Минфина и ФНС. Например, Mail.ru Group переводит владение социальными сетями «В контакте» и «Одноклассники», а также проект ООО «Мэйл.ру геймз» на российское юрлицо, следует из трех сообщений Федеральной антимонопольной службы. Часто дело не в увеличении налогов из-за КИК, а в желании показать патриотизм и лояльность, говорит один из чиновников.