АИЖК, фонды РЖС и ЖКХ подталкивают к объединению
Сократятся госаппарат и операционные затраты, что в текущих сложных экономических условиях немаловажно. "Не исключено, что опыт создания мегарегулятора на финансовом рынке — мощных институтов вместо разрозненных слабых структур — господин Шувалов решил использовать и на рынке жилищном",— рассуждает один из источников. Представитель первого вице-премьера отказался от комментариев, подчеркнув, что "окончательное решение еще не принято, в правительстве ждут предложения ведомств".
Кто именно был инициатором этой идеи, в чьих интересах она была предложена, неясно. Опрошенные собеседники разделились во мнении. По мнению банкиров, с подобными мегапроектами любит выступать АИЖК. Там, в частности, весной предлагали создать на их базе единого оператора социальных ипотечных программ, который бы объединил денежные потоки федерального и даже региональных бюджетов, направленных на развитие льготной ипотеки. Впрочем, идея поддержки не нашла. По словам источника, близкого к АИЖК, обсуждение идеи инициировал Минстрой. В самом АИЖК данную тему не комментируют.
Ряд опрошенных чиновников предполагают, что цель потенциально возможного объединения — синхронизация усилий трех ведомств при реализации госпрограммы "Жилье для российской семьи", принятой в этом году. Так, Фонд РЖС должен обеспечить застройщиков участками, Фонд ЖКХ — управление инженерными сетями, АИЖК — доступные социальные ипотечные продукты. В рамках госпрограммы власти пообещали до 2017 года построить дополнительно 25 млн кв. м жилья, которое будет продаваться по цене ниже рыночной на 20% и не выше 30 тыс. руб. за 1 кв. м. Учитывая, что предыдущая жилищная ФЦП "Жилище" с похожими задачами провалилась с последующей ликвидации куратора в лице Минрегионразвития, активность властей в более эффективной реализации новой программы вполне понятна, указывают эксперты. Сейчас куратором новой госпрограммы является Минстрой.
Это же ведомство, по данным , хочет контролировать и новую структуру. Речи о том, кто ее возглавит, на данном этапе пока не идет. Однако, по мнению большинства собеседников, наиболее влиятельной кандидатурой из всех трех руководителей является глава Фонда РЖС Александр Браверман. В то время как к деятельности Фонда ЖКХ и АИЖК у властей регулярно возникает немало вопросов. В частности, в текущем году претензии к АИЖК звучали со стороны Счетной палаты и Генпрокуратуры.
Масштаб создаваемой жилищной мегакорпорации эксперты оценить не берутся, но очевидно, что это будет очень крупная структура. Так, на расселение аварийного жилья предусмотрено финансирование из средств Фонда ЖКХ на 2013-2017 годы в размере 183,4 млрд руб., в том числе 41,03 млрд руб. на 2014 год. Общий объем финансирования программ капитального ремонта из средств Фонда ЖКХ на 2014-2015 годы составляет 11,1 млрд руб., в том числе 7,1 млрд руб. на 2014 год. В собственность Фонда РЖС передано 19,01 тыс. га земли. В стадии проектирования и строительства — более 23 млн кв. м жилья. В 2010 году ВЭБ в рамках программы инвестиций в проекты строительства доступного жилья и ипотеку в 2010-2014 годах открыл АИЖК кредитную линию на 40 млрд руб. на срок до 2020 года на реализацию программы по стимулированию кредитования на цели строительства и приобретения жилья.
Впрочем, далеко не все собеседники считают идею объединения трех структур удачной. "Безусловно, Минстрою следует активнее координировать деятельность всех трех организаций, причем по единым стандартам и целям. Но для этого необязательно объединять их в единую структуру. Любое объединение занимает время. Затеяв такую реорганизацию, мы как минимум еще на полгода отложим решение текущих задач",— считает гендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин. Кроме того, у экспертов вызывает опасения и управляемость новой организацией. "В текущей ситуации у того же Фонда ЖКХ есть существенное пересечение между программами по капремонту и расселению аварийного жилья. Как показывает наш анализ, зачастую один и тот же дом может фигурировать сразу в двух списках, в итоге его сначала капитально ремонтируют, а потом могут снести. То есть в рамках только одной организации нет достаточного информационного взаимодействия, а тут предлагается объединить сразу три крупные компании, что еще сложнее",— уверен директор центра независимого мониторинга исполнения указов президента "Народная экспертиза" Николай Николаев. В Фонде ЖКХ от комментариев отказались. В Фонде РЖС сообщили: "Все перечисленные институты нацелены на развитие рынка доступного жилья, однако каждый обладает разным набором механизмов и инструментов. Необходимо время на выработку единого алгоритма взаимодействия".