Каждый из нас может столкнуться с ситуацией, когда нет возможности вовремя погасить кредит. К примеру, вы взяли автокредит и добросовестно выплачивали его по графику в полном объеме. Но вдруг ваши доходы по какой-то причине резко упали и очередной платеж по кредиту вам не осилить. Что делать в таком случае? Как будет действовать банк? Рассказывает директор филиала БКС Премьер в Екатеринбурге Вахитов Григорий
«На сегодняшний день существует два подхода к такой ситуации со стороны банков: лояльный и нелояльный. Нелояльный заключается в давлении на клиента до победного конца. Прижатого к стенке заемщика просто вынуждают продать автомобиль, в том числе через суд. Такой подход сегодня уже почти никто не использует, но единичные примеры встречаются.
Лояльный подход практикует большинство банков. У кредитной организации на такой случай есть несколько вариантов того, как помочь клиенту.
Вариант первый - рассрочка выплаты кредита на более длительный срок (например, у клиента до конца срока осталось 6 месяцев). Банк предлагает растянуть выплату кредита на 2-3 года, тем самым уменьшая платеж клиента до реально его удовлетворяющего, при этом для банка это дополнительные потери, так как кредит считается реструктурированным, ссуда классифицируется в индивидуальную и по ней нормы резервирования выше, чем по портфельной ссуде (резервы на возможные потери повышаются на 1,5-20% в зависимости от политики банка в отношении резервов), для компенсации своих потерь ставка по реструктурированному кредиту повышается на несколько процентов. Для принятия решения о целесообразности такого шага проводится повторный андеррайтинг заемщика, исходя из его нового финансового положения.
Вариант второй. Если до конца срока кредита еще много времени и клиент планирует, что по прошествии 3-6 месяцев его доход восстановится или увеличится, то применяется изменение графика погашения кредита, клиенту предоставляется на 3-6-9 месяцев - льготный период, в течение которого клиент платит только проценты по кредиту, не погашая основного долга. Это приводит к уменьшению платежа по кредиту в течение льготного периода в 3-4 раза. При этом также возможно увеличение срока и повышение ставки по кредиту. При этом также, как и в первом случае, проводится оценка платежеспособности заемщика, и банк на основании этой оценки принимает решение о целесообразности такого подхода к решению проблемы клиента.
Оба варианта предполагают согласие обеих сторон и подписание дополнительного соглашения между банком и клиентом. Решение принимается индивидуально по каждому из клиентов, поэтому клиенту нужно написать заявление в банк с описанием своей ситуации и указать какой из вариантов его устраивает и почему, как правило, проконсультировать клиента и сделать ему примерные расчеты могут сотрудники банка, которые занимаются проблемными кредитами.
В любом случае, если ситуация с доходами ухудшилась, нужно сразу обращаться в банк, не ждать, когда просрочка и пени вырастут и ситуация станет намного сложнее.
Предложенные варианты работают, когда клиент еще не находится на просрочке или просрочка менее 30 дней. Если же просрочка уже больше 30 дней, то обычно условием банка для реализации одного из вариантов является погашение просрочки, что иногда трудновыполнимо для клиента. В этом случае банк может пойти на существенное уменьшение пеней (при условии погашения клиентом просроченной задолженности в этот же день) и при этом для погашения просрочки может быть выдан потребительский кредит на большой срок с малым платежом из расчета, чтобы клиент мог оплачивать потребительский кредит и автокредит с уменьшенным платежом».