Но деньги будущих пенсионеров останутся в сохранности
Решение правительства о «заморозке». накопительной части пенсии в 2014 г. буквально потрясло рынок негосударственных пенсионных фондов. В совокупности с акционированием НПФ эта мера грозит обернуться крахом для значительной части этих организаций. Тревожные ожидания самих фондов подогрел и министр экономического развития Алексей Улюкаев. Он выразил уверенность, что многие НПФ не «переживут» будущий год. «Хорошего во всем этом деле мало. Кому-то из них придется уйти с рынка в любом случае», - заявил глава экономического ведомства. При этом, по его мнению, основной причиной такого процесса станет не «заморозка» пенсионных накоплений, а акционирование и сопутствующее ему ужесточение требований к НПФ.
Сами участники пенсионного рынка дают крайне пессимистичные прогнозы: к 2015 г. в России останется примерно половина из существующих ныне 127 НПФ. Причем, в отличие от членов правительства, эксперты из пенсионных фондов называют главной причиной «заморозку» накоплений. «В условиях, когда государство не обозначает условия и сроки, при которых накопления клиентов переведут в негосударственные пенсионные фонды, деятельность НПФ просто теряет смысл», - сетует исполнительный директор НПФ «Образование» Алексей Филиппов.
Впрочем, при всей неоднозначности последних решений правительства считать их единственной причиной грядущей «депопуляции» НПФ несправедливо. Тенденция к сокращению количества фондов наблюдается в России в течение последних пяти лет (за это время их количество сократилось вдвое), так что нововведения выступят лишь в качестве катализатора. К тому же большинство из тех, кто не «переживет» 2014 г., составят небольшие региональные фонды, это признают и сами представители НПФ. А значит, баланс сил практически не изменится, ведь на сегодняшний день 20 крупнейших НПФ аккумулируют 86% рынка.
Мало что изменится и для клиентской аудитории: доля лиц, «потерявших» свой НПФ, составит не более нескольких процентов рынка. Причем свои пенсионные средства они, естественно, не потеряют (об этом говорил и Алексей Улюкаев): фонд, не прошедший акционирование и новое лицензирование, передаст накопления в ПФР, а впоследствии человек сможет при желании выбрать новый НПФ.
Серьезные последствия рынок может испытать только, если с него уйдут крупные игроки. Однако из «большой двадцатки» о возможной перспективе отказа от работы с пенсионными накоплениями пока что заявил только НПФ «Газфонд», занимающий 3,5% рынка по численности клиентов и 5,8% по объему накоплений.