К вопросу о законопроекте экономической амнистии
Думаю, экономическая амнистия - это соответствующая времени мера. Почти в любом практическом действии вижу положительные и отрицательные моменты. Возможно, сегодня широкие слои российского общества не совсем готовы к термину «экономическая амнистия», а уж тем более к его реализации на деле. Скорее всего, данная позиция связана с идеологическим, а именно с советским воспитанием старшего поколения, которое не нацелено на предпринимательский менталитет и понимание его потребностей. Порой массовое мышление не стремится определить степень тяжести нарушения, исходя из позиции «нарушение - это нарушение без оправдательных нюансов». Думаю, через пару поколений отношение к предпринимательству станет более основательным, как и понимание такой меры, как амнистия. Хотя оппозиционное мнение не исчезнет даже при таком раскладе. Настороженность российского общества оправдана страхом к антисоциальному, ведь есть риски, хоть и незначительные в моём понимании, оказаться лицом к лицу, а может, и карман к карману, с освобождёнными личностями, стремящимися к новым преступлениям. Однако закон никто не отменяет, и за возможным преступлением последует уже более жёсткое наказание без дальнейшего права на амнистию. Напомню, что данная экономическая мера сегодня нацелена на впервые осуждённых.
Российское правительство заявленной амнистией стремится к экономии уголовной репрессии и реализации принципов гуманизма, в частности, права человека на второй шанс, а именно свободу. Такая позиция власти мне близка. Конечно, преследуемы практические задачи «прощения»: экономическое развитие и дальнейшая демократизация РФ. Предприниматели принесут более весомую пользу стране в условиях законной профессиональной реализации, нежели в положении заключенных. Также бизнесмены смогут делиться опытом не только предыдущей благоприятной деятельности, но и информацией о ненужных решениях, отрицательно сказавшихся на положении дел не только частного лица, но и общества. Импонирует предлагаемая страховка государства от истинных воров - возмещение убытков потерпевшим/возврат имущества.
Сложно, даже навскидку, прогнозировать географию дислокации амнистированных, а также процент их возвращения в предпринимательский сегмент, но есть свои предположения. Бизнесмены «с головой», однажды испытавшие вкус создания и реализации собственного дела, не будут согласны на положение простого наёмного рабочего, поэтому нацелятся на возвращение в деловые круги, как российские, так и иностранные. Предположу, что больший процент, примерно 75% амнистированных, будут готовы вернуться в предпринимательский сегмент, из них основная часть будет дислоцироваться в России, отдельные бизнесмены отправятся в заграничное «завоевание». Возможно, около 20% освободившихся всё-таки решат взять статус наёмных сотрудников. Оставил порядка 5% на антисоциально мотивированных людей, которые не готовы морально к легальному образу предпринимательства. В любом случае, будут интересны положения законопроекта экономической амнистии, касаемо условий возврата в бизнес. Хотелось бы, чтобы нюансы были жёстко выверенными.
В целом, гуманная инициатива государства вызывает одобрение, так как виден не просто шаг вперёд к экономической свободе граждан, но и жест веры в осознанного человека, готового исправлять свои ошибки во благо себя и цивилизованного общества.
Евгений Шмелёв, генеральный директор «Оптима Кредит».