Банкиры снижают кредитную ставку для клиентов своих партнеров до 1%
Банкиры снижают кредитную ставку для клиентов своих партнеров до 1%.
Уральская палата недвижимости организовала круглый стол для риелторов и банкиров, где прозвучала информация о возможности снижения процента по ипотеке для клиентов агентств и выплате вознаграждений брокерам за «привод» клиента в банк. Директор риелторского информационного центра УПН Анатолий Антасюк отметил: «Взаимодействие риелторов с банками за последнее время укрепилось. Большое количество сложных многоходовых сделок проводится с участием ипотеки. Для ускорения процессов используются современные технологии, позволяющие быстрее обслужить клиента».
Банкиры называют агентства недвижимости основным каналом продаж ипотеки. Чаще всего люди обращаются в агентство, чтобы решить жилищную проблему. Если для этого требуются не только реализация объекта и покупка нового жилья, но и получение заемных средств, к сделке подключаются ипотечные брокеры. Брокером может быть частное лицо или агентство, аккредитованное в качестве брокера в УПН, имеющее в штате квалифицированных специалистов. Брокер подбирает для клиента оптимальную программу кредитования и сопровождает ипотечную сделку. По утверждению банкиров, работать с клиентами, которых приводит в банк брокер, проще, чем с теми, кто приходит «с улицы». Как правило, брокером сразу предоставляется нужный пакет документов, сделка проходит быстро и без срывов. Поэтому в банках так называемым организованным клиентам готовы предоставить скидки, а брокерам выплатить агентское вознаграждение.
Практикуются разные варианты. Есть варианты «либо-либо» и «два в одном». В первом случае предлагается на выбор: либо клиент брокера получает скидку, либо брокер - процент от суммы кредита. Во втором - и заемщик получает скидку, и брокер - вознаграждение. Например, в банке Уралсиб готовы предоставить скидку для клиента - 0,5% и одновременно «гонорар» брокеру - до 1% от суммы кредита в зависимости от привлеченного потока клиентов. Начальник отдела организации продажи ипотечных кредитов банка Уралсиб Татьяна Кузнецова пояснила: «Комиссий в банке нет, с учетом преференций заемщики могут оформить кредит по ставке от 12,5%. Брокеры, будь то предприятия или физические лица, получают 0,5% от суммы кредита в качестве вознаграждения. Если в месяц у брокера более 5 сделок в банке - 0,7%, если более 25 - 1% от каждой сделки».
«В Росбанке брокер сам решает, какую преференцию предпочесть, - получить агентское вознаграждение в размере 0,5-0,9% от суммы кредита или предложить своему клиенту снижение ставки в банке на 0,5% от базовой», - отмечает Ирина Марданова, начальник отдела ипотечного кредитования Росбанка.
При этом увеличение процента вознаграждения в зависимости от количества привлекаемых клиентов - распространенная практика. Представитель банка «Адмиралтейский» Наталья Кириллова рассказала: «Мы заключаем агентские договоры не только с юридическими, но и с физическими лицами, с ИП, выплачиваем агентское вознаграждение от 0,2% до 1% от суммы выданного кредита в зависимости от клиентского потока, как многие наши коллеги» . Например, в ОАО «Коммерческий Банк Инвестрастбанк» обращают внимание на то, является ли брокер юридическим лицом. Физическое лицо может претендовать на 0,2% в качестве вознаграждения, ИП - 0,4%, агентство - 0,5%.
Какие бы преференции не были задекларированы банком, чтобы ими воспользоваться, партнер должен быть аккредитован в кредитной организации. В Екатеринбурге, зачатую, если у банка имеется соглашение с УПН, то агентству-члену ассоциации не нужно писать заявку на добавление в партнеры банка. Так работают МТС Банк, Абсолют Банк, в настоящее время в стадии подписания соглашение между УПН и ЮниКредит Банком. Некоторые банки подписывают соглашения с каждым брокером отдельно, будь то предприятие или частное лицо.
Кроме снижения процентной ставки по кредиту, в качестве преференции для клиентов, заключивших договор с брокерами-партнерами банка, нередко предлагается отмена комиссий. Начальник отдела ипотечного кредитования МТС Банка Антон Садаков отмечает: «В МТС Банке для клиентов компаний-партнеров действуют два варианта преференций на выбор - либо снижение ставки от базовой на 0,5%, плюс отмена единовременной комиссии, либо удешевление кредита на 1%. Чаще заемщики предпочитают второй вариант, чтобы обеспечить себе более комфортные выплаты по кредиту».
Есть и другие способы взаимодействия с партнерами, которые делают их работу более комфортной. Так, представитель Плюс Банка Антон Караульщиков считает, что себя оправдывает практика предоставления брокерам личных менеджеров: «Это позволяет отправлять и рассматривать заявки от партнеров в онлайн-режиме, в итоге, это экономит время брокеров, повышает лояльность клиентов к их компаниям, ведь в таком случае у банка уходит всего 2-3 часа на принятие решения о выдаче кредита». Индивидуальный менеджер брокерам предоставляется и в ЮниКредит банке.
Когда речь заходит о выплате вознаграждения брокеру, все понятно, это прямая материальная стимуляция. А вот какой резон риелторам от удовольствия, доставленного клиенту? Начальник управления по работе с партнерами Илья Коробицын считает: «В борьбе за клиента факт аккредитации в банке и возможность получить для клиента скидку при оформлении ипотеки играет не последнюю роль». Так как решать свой жилищный вопрос получается выгоднее с агентством, чем без него. Даже 0,5% при сроке кредитования от 7 до 25 лет существенно снижает размер переплаты по кредиту. И нередко в итоге перекрывает стоимость предоставленных риелторских услуг. И кстати, когда речь заходит о выборе преференции, то, по утверждению банкиров, брокеры встают на сторону клиентов и выбирают снижение процентов для них, а не вознаграждение для себя.