Вопросы ответственности, конкурентной борьбы, клиентоориентированности, партнёрских отношений и прогнозы развития сегмента кредитования заинтересовали редакцию федерального политико-экономического журнала «Регионы России: национальные приоритеты» в интервью с Евгением Шмелёвым, генеральным директором «Оптима Кредит»
- Вас называют одним из эффективных топ-менеджеров Среднего Урала. Благодаря Вам, компания «Оптима Кредит» приобретает все большую известность на финансовом рынке, увеличивает число своих постоянных клиентов и партнеров. Нашим читателям интересно узнать, как Вы оцениваете свой трудовой путь сегодня, каковы были Ваши планы, когда Вы только начали работу в сфере финансов? Какие задачи Вы планировали реализовывать? Какие из этих задач сегодня решены или находятся на завершающих стадиях решения?
- Любой труд - это ответственность за результат перед собой и окружающими. Начало деятельности в сфере кредитования и страхования ставило перед собой реализацию плана становления и продвижения профессионального брокериджа на Урале, который был бы нацелен на развитие финансовой грамотности региона и совершенствования системы сервиса и обслуживания клиентов сферы финансов. На сегодняшний день этот путь можно смело назвать продуктивным, так как реализуются такие важные задачи как формирование высокопрофессионального штата сотрудников «Оптима Кредит», бесперебойная и оперативная работа с партнёрами (банки, страховые и лизинговые компании и др.), взаимовыгодное сотрудничество с ведущими СМИ, система качественного сопровождения сделок и грамотного клиентского обслуживания. Уже не просто определён развивающий вектор компании, но и достигнут оптимальный уровень функционирования, однако мы не останавливаемся на достигнутом и готовы совершенствовать работу. Впереди расширение партнёрской базы, открытие новых филиалов, в частности в Санкт-Петербурге, создание новых направлений (туристическийброкеридж, социальное строительство и др.), дальнейшее улучшение сервиса работы и поддержание на должном уровне профессионализма компании и её сотрудников.
- Расскажите об истории создания Вашей компании и этапах ее развития. В чем секрет Вашего успешного сотрудничества с ведущими российскими банками?
- КБ «Оптима Кредит» стартовал на финансовом рынке Екатеринбурга и Свердловской области в январе 2008 года в составе небольшого штата сотрудников, имеющих значительный опыт работы в банках и сферах недвижимости, предварительно прошедших сложные этапы тестирований и собеседований, что говорило о принципиально новом уровне сервиса и обслуживания клиентов брокера. Уже через 2 месяца компания запустила новое, а далее и актуальное для 2008 года направление - кредитование малого и среднего бизнеса, что позволило занять свою нишу на рынке кредитного брокериджа. С января 2009 года КБ «Оптима Кредит» расширил сферы своей деятельности, открыв ещё одно новое для себя направление - страхование. С начала 2011 года эксперты компании не просто стали активными деятелями развития финансовой грамотности населения, но и запустили свежую для Урала услугу, которая пользуется особым активным спросом на сегодняшний день, - проверка кредитной истории заёмщиков в кратчайшие сроки. 2013 год - этап новых свершений. Уже ведётся формирование, а далее и запуск нового направления «Оптима Кредит» - работа с подбором оптимальных вкладов, депозитов, РКО.
Гарантия продуктивного сотрудничества «Оптима Кредит» с ведущими российскими банками, а также успешной работы с клиентами - прозрачность и чистота сделок. Банки ценят качество нашего кредитного портфеля по клиентам, клиенты уважают индивидуальный подход к ним. «Оптима Кредит» уже успел зарекомендовать себя как надёжный партнёр, акцентирующий внимание не только на квалификации и опыте работы наших экспертов, но и на человеческом факторе. Совместная работа с ведущими СМИ уже определила экспертов компании как компетентных представителей сегмента кредитования и страхования, что является немаловажным подтверждением востребованности специалистов, в частности и в сотрудничестве с ведущими банками.
- Один из принципов работы компании «Оптима Кредит» - создание долгосрочных взаимовыгодных отношений с клиентами. Существуют ли в Вашей компании какие-либо преференции для клиентов, которые уже долгое время сотрудничают с Вами?
- Клиентоориентированный подход является приоритетным для компании, поэтому преференционная политика проводится постоянно: снижение процентных ставок по кредитам, подарочные сертификаты на скидки от 10% на услуги компании, также скидки до 25% на страхование от наших партнёров, бесплатная проверка кредитной истории при постоянном сопровождении сделок, отмена авансов и другие льготы и бонусы.
- Эксперты отмечают усиление борьбы за корпоративных клиентов среди банковского сообщества. Ощутили ли Вы необходимость еще большей, чем прежде, борьбы за клиента? И если да - каким образом стараетесь привлечь новых клиентов и удержать старых?
- Борьба за клиента - неотъемлемая составляющая конкурентоспособного бизнеса. Каждое уважающее себя предпринимательское сообщество постоянно совершенствует качество и сервис оказываемых услуг. Поэтому необходимость в активности за клиента, конечно же, есть, но это приятная необходимость, развивающая бизнес. Основные акценты в привлечении клиентов, а далее и сохранении с ними прочных связей расставляются на постоянном расширении перечня оказываемых услуг, развитии новых направлений, применении максимально индивидуального подхода. Для реализации поставленных задач ведётся работа по увеличению профессионального штата высококвалифицированных сотрудников, по грамотному обучению специалистов.
- Очевидно, что кредитному брокеру сложнее выжить на рынке, чем обычному банку или страховой компании. Почему юридические и физические лица обращаются в «Оптима Кредит»? Каковы конкурентные преимущества Вашей компании?
- Говоря о конкурентных преимуществах, отмечу, что физические лица обращаются к кредитному брокеру, в первую очередь, как к финансовому эксперту, ориентирующемуся в кредитных и страховых нюансах, консультирующего по грамотному распределению и вложению денежных средств с целью получения максимальной прибыли. Юридические лица работают с профессиональным кредитным брокером для экономии временных затрат, в том числе для сокращения сроков сделки.Бережное отношение к денежным средствам также является основополагающим фактором обращения к экспертам: подбор минимальной процентной ставки + преференции от партнёров. Грамотная работа с необходимой документацией и полное сопровождение сделки «под ключ» - неотъемлемые составляющие выгодного кредита.
- Как бы Вы охарактеризовали состояние банковской сферы в России: это стабилизация или замирание в ожидании очередной волны кризиса? Существуют ли какие-то острые углы в процентных показателях по банковским кредитам? Ваши прогнозы о дальнейших движениях?
- Не склоняюсь ни к одной из предложенных крайностей. Банковская сфера не статична, она коррекционна. Сегодня большинство банков прочно стоят на ногах, сформировав необходимый для конкретной кредитной организации баланс. Однако банки очень чутко реагируют на любые экономические движения, отвечая определённой взаимностью. Поэтому возможные толчки извне будут провоцировать соответствующее движение в банковской сфере. Никакого обоснованного ожидания также не вижу, так как банки активно работают со своими процентами. Практически по всем видам кредитования процентные ставки продолжают двигаться.На данный момент более фиксированной выглядит картина бизнес-кредитования, где средневзвешенные процентные ставки по беззалоговым займам на Урале сохраняются на уровне 19-21% годовых в рублях, залоговые - 14-15%. Автокредитование отмечается незначительным ростом процентных показателей на 0,5-1 п.п., в итоге средний уровень в 14-15% годовых в рублях. Потребительские займы, конечно, растут в своих процентах: большинство банков скорректировали ставки на 1-2 п.п. вверх, определив средневзвешенную планку в 22,5% годовых в рублях (при сроке кредитования до 5 лет). Ситуация с ипотекой чуть острее: здесь порядка 55% банков УрФОобобщего количества повысили процент на 1-2 п.п., 2% кредитных организаций позволили шагнуть на 4 п.п. вверх, хотя отдельные 3% банков порадовали снижением на 0,5 п.п. Оставшиеся 40% кредитных организаций от общего числа представленных на Урале сохранили нейтралитет в движении ипотечных ставок. В итоге, средняя процентная ставка по ипотеке на сегодняшний день 14% годовых в рублях (на вторичное жильё при сроке кредитования до 20-25 лет).
Не исключено, что до конца февраля 2013 года будет наблюдаться дополнительная коррекционная деятельность некоторых банков по ипотеке и потребительским кредитам в рамках 0,5-1% вверх. Хотя в любой ситуации каждый банк формирует свой оптимальный для заёмщика пакет предложений, акцентируя внимание на приоритетных для кредитной организации займах на конкретный временной период. Поэтому выбрать выгодное предложение сегодня и завтра представляется объективно возможным.