88% российских банков получили высокую оценку экономического состояния от ЦБ
В представленной схеме российские банки разделены на пять категорий по оценке экономического состояния - от «идеального» до «предбанкротного». Хотя точнее будет сказать: на четыре категории, поскольку идеальных банков, не имеющих никаких проблем, регулятор в России так и не нашел.
Зато во второй категории - кредитных организаций с «прекрасным» экономическим состоянием - оказалось аж 794 банка, что составляет 87,6% от общего их числа в нашей стране. Один из руководителей надзорных органов ЦБ Геннадий Меликьян подчеркнул, что это очень хороший показатель, а что касается «идеальных» банков, то их нет не только в России, но и в большинстве других стран.
В третьей группе оказались кредитные организации, вызвавшие недоверие ЦБ сомнительными финансовыми показателями, непрозрачной структурой собственности либо ограниченным набором операций. Таких регулятор насчитал 93. Еще девять банков попали в четвертую категорию - «плохого» экономического состояния. Напоследок ЦБ выделил семь организаций, которым непосредственно угрожает банкротство (пятая группа).
При классификации Центробанк учитывал такие факторы, как собственный капитал, размер активов, ликвидность и доходность банков, прозрачность структуры собственности и качество управления средствами. Причем классификация носит далеко не иллюстративный характер. Получать кредиты от ЦБ и участвовать в аукционах на размещение бюджетных средств смогут только банки первой и второй (в данном случае - только второй) категории.
Правда, аналитики отмечают, что используемая ЦБ схема еще далека от совершенства. Основной упрек - подавляющее большинство исследуемых банков попадают во вторую категорию, что делает классификацию в целом малоинформативной. По сути, банки делятся только на «надежные» и «ненадежные». Выход эксперты видят в расширении границ первой и третьей категорий за счет второй.
В том случае, если регулятор усовершенствует свою классификацию и продолжит линию на ее публичность, она вполне может стать своеобразным рейтингом, влияющим на отношение к банкам клиентов и рынка.