Новость о предполагаемом слиянии ЦБ и ФСФР взволновала всех участников финансового рынка. Эксперты высказывают различные мнения о возможных последствиях
Идея создания мегарегулятора вернула себе актуальность по итогам двух правительственных совещаний в конце августа 2012 года - у помощника президента Эльвиры Набиуллиной и у первого вице-премьера Игоря Шувалова. В первом случае обсуждались вопросы о наделении ФСФР полномочиями по разработке нормативных актов (сейчас это полномочия Минфина) и расширении власти службы за счет полномочий Минтруда по регулированию негосударственных пенсионных фондов. Однако уже на следующем совещании у господина Шувалова 28 августа обсуждение запроса главы ФСФР Дмитрия Панкина о выделении ему для реализации новых полномочий 400 новых сотрудников и дополнительного финансирования вылилось в более широкий проект - создание единого надзорного органа за всеми участниками финансового рынка на базе Банка России.
Предложение последовать примеру ряда западных мегарегуляторов озвучил руководитель рабочей группы по созданию в РФ Международного финансового центра Александр Волошин. Предложение было поддержано Минфином и главой ЦБ Сергеем Игнатьевым. Согласие последнего два не связанных между собой собеседника "Ъ" объясняют окончанием его контракта в ЦБ в июне 2013 года. Наиболее вероятным главой нового объединения в правительстве называют Алексея Кудрина.
В протоколе заседания зафиксирована довольно широкая формулировка - министру финансов Антону Силуанову поручено "проработать возможность создания мегарегулятора". Ее можно трактовать двояко: либо отдать все полномочия Банку России, либо выделить надзор за банками из ЦБ и отдать его ФСФР. И тут у чиновников с обеих сторон возникает вопрос о разнице в денежном содержании. Зарплата сотрудникам федеральных органов исполнительной власти оплачивается бюджетом, в то время как ЦБ платит своим работникам из прибыли, и заработки последних в три-четыре раза выше сотрудников федеральных служб.
Как бы там ни было, Минфину и ряду заинтересованных министерств и ведомств поручено в двухнедельный срок (исчисляется с 28 августа) подготовить проект создания нового органа финансового надзора. Новость о столь плотном приближении к реализации идеи мегарегулятора взволновала и чиновников, и рынки. В ФСФР от официальных комментариев вчера отказывались. "Сейчас срочно необходимо усиление ФСФР,- говорит источник, знакомый с ситуацией.- Потенциально создание мегарегулятора - это здорово, но в реализации этой идеи много юридических подводных камней: нужно менять закон о ЦБ, а также все законодательство на финансовом и страховом рынках. Это требует значительного времени"
. Тем временем участники рынка уже прикидывают, как скажутся идеи нового регулирования на их существовании. Как заявил "Ъ" зампред совета директоров Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) Петр Лансков, объединение в одном органе регуляторных и надзорных функций грозит конфликтом интересов. "Не думаю, что это даст позитивные изменения,- говорит президент Национальной лиги управляющих Дмитрий Александров.- Во всем мире для разных отраслей существуют разные регуляторы. Финансовые рынки - это узкая сфера деятельности, и мало тех, кто в ней по-настоящему профессионален. ЦБ вряд ли сможет реализовать функции регулятора финансового рынка в полном, необходимом объеме". По мнению же главы НАУФОР Алексея Тимофеева, трудно представить, что ЦБ пойдет на приобретение функций по надзору за страховыми компаниями, НПФ, микрофинансовыми организациями и за эмиссией всех ценных бумаг без возможного права регулирования деятельности этих участников.
Представители же страхового сообщества опасаются резких движений. "Реорганизация не может быть частой,- заявил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Андрей Кигим (напомним, в ФСФР ранее влили Росстрахнадзор).- Во время нее остаются без должного надзора участники рынка, растет количество мошенничеств".
Бывший банкир, ныне глава "Ингосстраха" Александр Григорьев и вовсе считает создание мегарегулятора в течение года мерой "неполезной": Слабое место в ФСФР с точки зрения подготовленности к надзору за региональными страховыми рынками - это региональные инспекции. ЦБ же за 20 лет выработал жесткую систему пруденциального надзора с ежедневным контролем балансов банков. Для страховщиков многие из этих процедур будут неясными и неудобными. Им нужен другой, небанковский надзор. Если сейчас вливать ФСФР в ЦБ и ЦБ начнет применять свои системы надзора, то он от этого только ухудшится, разбалансируется, говорит господин Григорьев.
Между тем, две недели от знакового совещания у Игоря Шувалова, в течение которых должны быть готовы предложения по реализации объединения ФСФР с ЦБ, истекают уже в следующий вторник.