Банки опасаются, что ограничение возможностей неперсонифицированных карт негативно скажется на «пластиковом» рынке
Предоплаченные карты отличаются от обычных дебетовых (расчетных) тем, что они не привязаны к банковскому счету. Если дебетовый «пластик» - это всего лишь ключ к хранящимся в банке деньгам, то предоплаченная карта содержит «на себе» определенным образом закодированные средства. Принцип действия здесь такой же, как у карточки, используемой для входа в метро: последняя по сути также является предоплаченной, но вместо суммы денег на ней закодировано количество поездок. Пластиковые предоплаченные карты, выпускаемые банками, можно использовать для оплаты товаров и услуг, иногда - для снятия наличных. Но при этом они, в отличие от дебетовых, остаются анонимными, не привязанными к конкретному владельцу.
Рынок предоплаченного «пластика» в последнее время значительно вырос. По данным ЦБ, в конце прошлого года таких карт в обращении стало больше, чем «кредиток». На данный момент их доля от общей эмиссии составляет 10,9%, в то время как кредитных - 8,7%. В «штуках» на 1 апреля 2012 года количество эмитированных предоплаченных карт достигло 20,6 млн (на начало 2009 года эта цифра равнялась 612 тыс.). Эксперты еще недавно предрекали продолжение развития рынка таких карт. Но грядущие поправки в законы ставят под сомнение их недавние прогнозы.
Банкиры, с одной стороны, считают решение ЦБ приравнять предоплаченные карты к электронным деньгам вполне логичным, с другой - обеспокоены тем, что нововведения снизят интерес населения к этому продукту. Ведь приравнивание предоплаченных анонимных карт к электронным деньгам ограничит возможности их использования. Если сегодня по таким картам можно снимать наличные, то после принятия поправок сделать это уже не получится. Кроме того, по предоплаченному «пластику» запретят совершать операции на сумму более 40 тыс. рублей в месяц.
Эксперты соглашаются с ЦБ, что на практике пользователи карт почти не почувствуют ограничений: сегодня средняя сумма операций по таким картам не превышает 1000 рублей, а «наличку» по ним снимают немногие. Но чисто психологическая реакция на запреты может негативно сказаться на рынке предоплаченного «пластика». Иными словами, от введения поправок больше потеряют не держатели карт, а банки, которым придется пересматривать свои бизнес-модели. Во избежание этого банкиры надеются законодательно закрепить за предоплаченными картами «расширенный» функционал, выступая с предложением о внесении дополнительных поправок в законы.