Вокруг постановления Пленума Верховного суда о праве передачи взыскания долгов по кредитам коллекторам только с согласия заемщика разгораются дебаты.
Как будут развиваться события на рынке ипотечных долгов, выстраиваться взаимоотношения банков с коллекторами и клиентами? Звучат мнения, что банки будут включать пункт о согласии заемщика на уступку права требования третьему лицу в кредитный договор. В комментарии, предоставленном ИА «БанкИнформСервис», Татьяна Брюховских, заместитель директора Екатеринбургского филиала ОАО «АК БАРС» Банк, отметила: «Банки передают в коллекторские агентства, как правило, только тех заемщиков, которые уже отнесены к категории недобросовестных и не пытаются найти совместно с банком какое-либо компромиссное решение. Вряд ли стоит ожидать, что такие клиенты дадут свое согласие на передачу прав в коллекторское агентство. Как следствие, банки будут расширять и совершенствовать собственную службу взыскания. Еще один путь - брать согласие со всех клиентов на этапе подписания кредитного договора, как сейчас это делают для работы с бюро кредитных историй».
Как пишет «Коммерсантъ», включение этого пункта в кредитный договор может обернуться против банков. Роспотребнадзор, в стремлении выполнить поручение президента - усилить защиту прав потребителей, считает, что в каждом конкретном случае стоит «достоверно устанавливать факт действительного наличия добровольного волеизъявления заемщика на включение в кредитный договор условия о возможности уступки требования третьему лицу» (из письма главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, адресованного территориальным управлениям). По мнению Онищенко, если клиент подписал такой пункт по незнанию, или банк его навязал своему клиенту, настаивая, что типовой договор нельзя менять, или пользуясь неосведомленностью клиента, необходимо применять положения ГК РФ о недействительности сделки (ст. 167 и ст. 178 ГК РФ). В таком случае клиент вправе требовать возврата уплаченных ранее процентов по кредиту и возмещения морального вреда.
Правда, юристы говорят о том, что признать весь договор недействительным на основании одного пункта довольно сложно, в таком случае этот пункт должен быть ключевым в данном договоре. Моральный вред технически будет взыскать легче, по мнению экспертов, но он будет ограничиваться, скорее всего, 5 тыс. рублей. К тому же наши люди не любят судиться, то есть на практике вполне возможно бума исков не последует.
Пока что банки подумывают о том, чтобы оформлять согласие со стороны заемщика на передачу долгов коллекторам отдельным соглашением, без включения данного пункта непосредственно в кредитный договор, ведь нередко проценты по кредиту превышают основной долг. Если суды встанут на сторону проштрафившихся заемщиков, которые «по незнанию» дали согласие на продажу своих долгов, то банки могут потерять немалые деньги. Поддержат ли Генпрокуратура и Верховный суд жесткие трактовки вышеупомянутого постановления со стороны Роспотребнадзора - пока этот вопрос остается открытым.