Пластиковые карты: уральцы склоняются к безналичным расчетам

24.02.2012 12:14
Скопировать ссылку

Уральские банкиры о рынке пластиковых карт.

По данным ЦБ РФ доля операций с наличными в общем объеме платежей в России сократилась в 2011 году до 81%. Для сравнения, в 2010 году этот показатель был на уровне 86%. По уровню обеспеченности банковскими картами мы уже приближается к общеевропейскому уровню. Но россияне реже, чем европейцы используют карты для расчетов, 60% всех сделок по картам - это получение наличных в банкоматах. Правда, эксперты за последнее время фиксируют тенденцию к переменам ситуации.

По прогнозу ЦБ России доля платежей с использованием банковских карт в рознице к 2020 году составит 17,5%. Вырос интерес населения и к индивидуальным картам. На сегодня зарплатные карты далеко не единственный и для многих банков уже не главный источник роста рынка. Во многом этому способствует активность банков в данном сегменте бизнеса, все чаще банки предлагают своим клиентам новые карты с преимуществами, бонусами, дополнительными опциями, что, безусловно, привлекает потребителей.

Сдерживают развитие карточных платежей стереотипы - нежелание части населения отказываться от привычки расплачиваться наличными. Но нельзя недооценивать и степень развития эквайринга и не особое рвение со стороны торговли сделать бизнес максимально прозрачным. Последнюю проблему государство собирается решить на законодательном уровне. Минэкономразвития предлагает обязать все предприятия, занимающиеся розничной продажей товаров и предоставлением услуг, принимать банковские карты. А также предлагается установить лимит расчетов наличными деньгами между организациями и гражданами. Документ, регламентирующий обязательные безналичные расчеты, скорее всего, вступит в силу в 2012 году. Это подтолкнет развитие рынка пластиковых карт.

Как оценивают перспективы развития карточного рынка уральские банкиры? Какие новинки были запущены в прошедшем году, стали наши люди чаще расплачиваться картами или по-прежнему снимают в банкомате наличные в день зарплаты?

Уральцы проявляют интерес к индивидуальным картам

Рынок пластиковых карт растет. Это подтверждает статистика лидеров рынка. По состоянию на 1 января 2012 года Уральским банком Сбербанка России выпущено более 6 млн банковских карт, что на 30% превышает аналогичный показатель предыдущего года. ВТБ24 в Свердловской области выпустил свыше 70 тыс. карт, а общее число действующих карт превысило 250 тыс. По сравнению с предыдущим годом эмиссия карт увеличилась в два раза.

При этом банкиры отмечают, что постепенно зарплатные проекты перестают быть основным источником прироста карточного бизнеса. Так, по сообщению пресс-центра Уральского банка Сбербанка России, за 2011 год Уральским банком Сбербанка России было выпущено порядка 1,4 млн новых банковских карт, из них зарплатных - 262,7 тыс., или около 19%. Таким образом, в минувшем году зарплатные проекты не были источником прироста для банка. Вместе с тем, в общем количестве действующих карт зарплатные карты занимают достаточно весомую долю - 38%.

У ВТБ24 в Свердловской области из 70 тыс. выпущенных карт около 50 тыс. - зарплатные. Причина - активная работа банка в начале 2011 года по реализации ряда значимых зарплатных проектов с военными и милицией. Сергей Кульпин, управляющий Уральским филиалом ВТБ24 отмечает: «Подписаны договоры на выпуск и обслуживание зарплатных карт с ГУВД по Свердловской области, УВД по муниципальному образованию города Екатеринбурга, а также с Министерством обороны Центрального военного округа. Всего в рамках данных проектов банк эмитировал около 30 тыс. карт». Но при этом он отмечает, что продажи индивидуальных карт также занимают достаточную долю в объеме. Сергей Кульпин комментирует эту тенденцию: «Клиентов интересуют в первую очередь уникальный набор преимуществ карт. Рынок идет к сервису, сегодня клиенты не готовы покупать просто кусок пластика, им важна функциональная сторона вопроса, то есть тот пакет лояльности, который сопровождает покупку. Кроме того, клиенты склонны платить за удобства, поэтому приоритетным направлением работы становится повышение уровня клиентского обслуживания».

Рисуя портрет покупателя индивидуальных карт, банкиры отмечают, что это люди массового, верхнемассового и состоятельного сегмента, в возрасте 25-45 лет, как правило, с высшим образованием.

Конкуренция - друг клиента

Конкуренция в сегменте пластиковых карт приводит к тому, что банки расширяют пакет услуг, прилагающийся к картам, а также выходят на тех клиентов, кто традиционно предпочитает наличные. Проводят своеобразные ликбезы для начинающих пользователей, предоставляют бонусы и скидки при оплате картой.

По мнению начальника отдела по развитию эквайринга и стратегического партнерства филиала «Екатеринбургский» ОАО «Альфа-Банк» Екатерины Столбовской, рост конкуренции между банками на рынке пластиковых карт обусловлен постоянным появлением новых технологичных предложений, развитостью банкоматной сети, расширением линейки кредитных продуктов и кобрендинговых программ. Она отмечает: «В новом году Альфа-Банк предлагает пакетные решения - это готовые решения в той или иной жизненной ситуации клиента, в которой банк играет роль финансового помощника. Данное предложение не имеет аналогов на российском рынке и представляет собой комплексный подход к проблемам клиента: для каждой жизненной ситуации предоставляется набор необходимых банковских услуг и брошюра с советами ОАО „Альфа-Банк“».

Как сообщили в пресс-центре Уральского банка Сбербанка РФ, за прошедший год Сбербанк реализовал сразу несколько новых карточных продуктов: «Например, клиентам были предложены карты Momentum, оформление которых занимает всего несколько минут, а также специальные молодежные карты со льготными условиями обслуживания. Кроме того, в 2011 году банком была запущена программа по переводу пенсионеров на обслуживание по банковским картам: им предоставляется не только возможность получать пенсию на карту, но и скидки при расчетах по карте во многих торговых сетях, при этом плата за пользование картой не взимается».

Рассчитываться картой выгодно и модно

Причиной повышения транзакций по картам является развитие торгового эквайринга в России. Екатерина Столбовская (Альфа-Банк) считает, что в отличие от крупных городов, где большинство предприятий торговли и услуг уже имеют возможность принимать к оплате банковские карты, небольшие населенные пункты такой роскошью похвастать не могут. В маленьких городках и поселках россиянам по-прежнему привычнее и доступнее использовать наличные денежные средства. Большую роль в данном вопросе играет финансовая грамотность населения и развитость инфраструктуры. В нашем регионе эксперт отмечает активный рост количества торговых предприятий, принимающих к оплате банковские карты, и приводит статистику банка, подтверждающую развитие эквайринга на Урале. «Оборот денежных средств по картам ОАО „Альфа-Банк“ в Свердловской области в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, увеличился на 2/3.В таком же соотношении возросло количество транзакций по пластиковым картам, а вот сумма среднего чека увеличилась лишь на 3 у.е. Количество снятий в банкоматах Альфа-Банка в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, практически не изменилось, что говорит о том, что люди все больше используют безналичные средства оплаты».

Коллеги из Сбербанка эту тенденцию подтверждают. Всего за прошедший год клиенты Уральского банка Сбербанка России совершили по картам около 261,2 млн. операций на общую сумму 1,5 трлн рублей, из них 146,7 млн (56%) - по снятию наличных, 31,3 млн (12%) - по безналичной оплате товаров и услуг. Для сравнения, в 2010 году доля транзакций по снятию наличных составила 55% от общего числа операций по картам, по безналичной оплате - 9,5%. Таким образом, наблюдается позитивная динамика по переходу уральцев на безналичные формы расчетов. Растет и в целом активность использования банковских карт: общее количество транзакций в 2011 году по сравнению с предыдущим годом выросло на 16,6%.

Сергей Кульпин (ВТБ24) поясняет, что дебетовую карту, как правило, используют для совершения повседневных расходов: продукты, оплата связи и коммунальных услуг, небольшие покупки и т.п. Более дорогостоящие товары, а также расходы во время заграничных путешествий оплачиваются клиентами по кредитной карте. Банкир также отмечает рост количества транзакций, объясняя это: «Во-первых, увеличивается само количество карт. Во-вторых, оживление экономики сказывается на увеличении потребления, и как следствие - прирост числа транзакций по выпущенным картам».

В оценке того, как будет развиваться рынок, спикеры сошлись во мнении - развитие будет планомерным, грядет еще большая конкуренция. Эксперты уверены, что с ростом инфраструктуры обслуживания карт будет постепенно расти и культура платежей.

Автор:
Источник:
ИА «БанкИнформСервис»
Просмотров: 4115
Читайте нас в