Каким этот год был для одного из крупнейших региональных банков Урала - ВУЗ банка, какие проекты удалось реализовать и что еще предстоит сделать в будущем? Об этом мы говорили с председателем правления банка Андреем Золотухиным
ВУЗ-банк намерен и дальше развивать концепцию домашнего банка за счет увеличения сети и улучшения качества сервиса.
Каким этот год был для одного из крупнейших региональных банков Урала - ВУЗ банка, какие проекты удалось реализовать и что еще предстоит сделать в будущем? Об этом мы говорили с председателем правления банка Андреем Золотухиным.
- Андрей Александрович, какие задачи вы ставили на этот год и пришлось ли отказываться от каких-то проектов в связи с изменением текущей конъюнктуры на мировых рынках в середине года?
- Вы знаете, нашему банку менять планы не пришлось. Мы на этот год выбрали для себя два приоритета - расширение сети и рост кредитования малого и среднего бизнеса. Первый пункт программы мы как раз выполнили до середины лета, открыв 12 новых точек. Благодаря этому мы смогли наращивать кредитный портфель, в том числе и по кредитованию малого и среднего бизнеса.
- Почему именно этот приоритет?
- Любой бизнес, в том числе и банковский, жизнеспособен только тогда, когда он растет. В последние годы мы совершенно четко видим, что только за счет работы в городах и регионах, где мы присутствуем давно, этот рост обеспечить сложно. Да, нас знают и любят клиенты в Екатеринбурге, они с довольствием пользуются нашими услугами, но физически этих клиентов больше все равно не будет: рынок столицы Среднего Урала слишком насыщен. А вот в малых городах Свердловской области и других крупных областных центрах уровень проникновения банковских услуг еще недостаточен. Поэтому мы увеличиваем количество точек и за счет этого растет наш кредитный портфель, как юридических лиц, так и населения. В общей сложности сейчас за пределами Екатеринбурга у нас работает 29 офисов, из них 10 в Свердловской области, остальные - в других субъектах федерации.
- Какова ваша потенциальная территория охвата?
- Знаете, не так давно руководитель одного европейского банка, описывая свою стратегию территориального развития, говорил мне, что он ассоциирует ее с колокольней. Вот видит священник свою территорию с колокольни, это его приход, все что дальше - для него уже малознакомо, а значит, он этим людям не может помочь. Поскольку мы строим и реализуем концепцию «домашнего банка», мы должны видеть своего клиента, поэтому считаем своей территорией Уральский федеральный округ.
- В середине года из-за дефицита ликвидности многие банки пересмотрели условия кредитования. Каков был ваш подход?
- У нас с лета наоборот пошло накопление ликвидности за счет притока вкладов населения. Во-первых, мы подняли ставки по вкладам, во-вторых, в полную силу заработали наши вновь открытые отделения, в-третьих, мы провели достаточно масштабные мероприятия по празднованию 20-летия банка, что добавляло нам еще большей лояльности. Только одно мероприятие в рамках программы празднования в Центральном парке культуры и отдыха в Екатеринбурге посетило более 30 тысяч человек. В итоге прирост средств на частные вклады за второе полугодие составил 30%, что позволило нам продолжать реализацию всех кредитных программ без изменений.
- Конкуренция сейчас жесткая, как вы привлекаете клиентов?
- В принципе продуктовая линейка у всех банков одинаковая, сейчас сложно придумать что-то оригинальное. Хотя некоторые «фишки» есть. Сейчас, например, большим спросом пользуются переводы для физических лиц. Все они разные и не каждому подходят. Мы решили, что в наших офисах должны быть все без исключения виды переводов, как по России, так и в другие страны.
Не очень хочется говорить банальные слова про сервис, но тем не менее качество обслуживания тоже играет большую роль. Клиент может один раз воспользоваться услугой, например, взять кредит, и больше в этот банк никогда не прийти. А может стать постоянным клиентом. Для этого мы должны понять и изучить его потребности и предложить ту услугу, которая нужна именно ему. Причем, не группе людей, объединенных по каким-то профессиональным или возрастным признакам, а именно конкретному человеку. Это не так просто, но к этому все больше и больше идет банковский бизнес. В идеале в наших программах должен быть заложен алгоритм «один сегмент» - «один клиент». Конечно, для этого очень важно изучить аудиторию. В этом году начали активно выходить в социальные сети. Мы используем их не столько с точки зрения продаж, сколько для сбора обратной реакции. В отличие от личного интервью по телефону о качествах продуктов, которые мы тоже используем, такой канал является более объектным: в сетях люди пишут честно и открыто.
- В этом году ВУЗ-банк вышел на рынок с необычной рекламой - «кредит в после беседы». Что показывает практика, эта модель работает?
- На самом деле, мы эту модель используем давно, просто в этом году решили расширить ее применение. Мы показываем людям, что ориентируемся при принятии кредитного решения не только на справки, но и на личное общение, сбор информации. Это не означает, что так проще получить кредит, процент отказов достаточно большой, но эта модель позволяет нам выбрать тех, кто действительно в состоянии кредит обслужить. В конечном итоге ведь наша цель - не просто раздать деньги, но и получить их обратно, обеспечив тем самым доход нашим вкладчикам.
- Каковы итоги работы банка в цифрах и планы?
- Активы за год выросли на 40% - это чуть выше, чем в целом по рынку, кредитный портфель - на 25%, депозитный - на 60%, вклады населения - на 70%. В следующем году будем выдерживать эти темпы и продолжим стратегию роста за счет наращивания сети и кредитования малого бизнеса. Уже принято решение, и проведена вся подготовительная работа для открытия новых 16 точек в феврале -марте этого года.
Хочется поздравить наших клиентов с наступающим Новым годом. Желаю всем праздничного настроения, добрых отношений с родными и близкими, и, конечно же, достатка!
Интервью опубликовано в журнале «Эксперт-Урал», № 1(494), 26 декабря 2011 г.