Начать свое дело

02.02.2011 10:15

"Сейчас - самое время для развития своего бизнеса", - уверен Максим Годовых, директор департамента малого и среднего предпринимательства министерства экономики Свердловской области

«Сейчас - самое время для развития своего бизнеса», - уверен Максим Годовых, директор департамента малого и среднего предпринимательства министерства экономики Свердловской области.

Беседовал Олег Власов

- В ноябре-декабре минувшего года в Свердловской области впервые состоялся «Бизнес-марафон». Что это за мероприятие и как возникла идея его проведения?

- В 2009 году, во время кризиса, появился тренинг «Начни свое дело». Эта программа была ориентирована на людей, оставшихся без работы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которые были готовы начать свое дело. Программа решала две задачи: информационную и финансовую. С одной стороны, ее участники получали необходимый минимум знаний и информационную поддержку, с другой - могли претендовать на денежные средства (грант) на начало своего бизнеса.

Эффективно проработав на протяжении двух лет, программа «Начни свое дело» уступила место новым инструментам, которые ориентированы уже не на начинающих предпринимателей, а на тех, чей бизнес работает и имеет потенциал для развития. Пришло время поддержать тех, у кого получается заниматься своим бизнесом, кто обладает потенциалом роста, кто может совершить резкий прорыв вперед в ближайшее время, кто может, действительно, и свое предприятие развить, и обеспечить новые рабочие места, и внести вклад в экономику Свердловской области.

Мы стали тестировать новые образовательные программы, инструменты поддержки. Решили посмотреть, что интересно предпринимателям. Провели круглые столы с предпринимателями, вышли на формат «Бизнес-марафона». «Бизнес-марафон» (а это более 50 мероприятий на протяжении четырех недель, в которых участвовали более двух тысяч слушателей) включает, по-моему, вообще все, что связано с собственным бизнесом, с управлением предприятием: бизнес-планирование, юридические вопросы, маркетинг и продвижение, выход на новые рынки…

Причем интерес к темам проявляется и в посещении мероприятий, какие-то темы собирали 50-60 человек, а какие-то - более 200 человек, и мы ставили дополнительные стулья, чтобы все желающие могли послушать наших экспертов. И в этом, пожалуй, самый главный итог «Бизнес-марафона»: мы получили обратную связь, которая в 2011 году поможет нам генерировать образовательные проекты исходя не из наших собственных умных мыслей, а исходя из потребностей предпринимателей.

- Какие еще образовательные проекты реализует возглавляемый вами департамент?

- Нами разработан новый проект «Школа управляющих инновационными проектами», в рамках которого сейчас обучается восемь групп, более 400 человек, и я считаю, что именно эти люди создадут тот самый пласт инновационно мыслящих людей в малом бизнесе Свердловской области.

Второй проект, который мы разработали, - это «Школа молодежного предпринимательства». Мы стали проводить конкурсы, стали давать гранты молодым предпринимателям. В 2010 году выдали 20 грантов, и в дальнейшем будем уделять обучению именно молодых предпринимателей особое внимание, потому что то, что они получают в вузах, не дает им возможности реализовать себя в собственном бизнесе - нет практического опыта, нет специфических знаний, нет понимания особенностей управления малым предприятием.

Третий образовательный проект - «Школа энергоэффективности». На данный момент в 10 муниципальных образованиях прошли семинары, в них приняли участие более полутора тысяч человек.

Еще один проект, на который мы вышли, пока имеет только рабочее название - «Продолжи свое дело». Он для тех, кто прошел «Начни свое дело» (по сути мотивирующий тренинг), начал свое дело, а по прошествии полугода-года оказался в тупике, не знает, что делать дальше, как развивать свой бизнес.

- Но предприниматели все равно сетуют, что им не хватает знаний…

- Да, на встречах с предпринимателями я регулярно слышу: не хватает знаний, не хватает опыта. Просят отправить учиться в Москву, причем сразу на месяц. И я им говорю: давайте по-другому поступим. Вы, предприниматели, ставите перед нами вопросы и темы, которые хотелось бы услышать а мы организуем обучение, даем ответы. Мне кажется, одного дня хватит, чтобы снять все вопросы предпринимателей по отдельно взятой теме. Наша задача - найти эффективного преподавателя, консультанта, эксперта, а задача предпринимателей - четко сформулировать все свои вопросы и получить на них ответы.

- Так-то оно так, но понятно стремление людей поучиться именно в столице: у многих стойкое ощущение, что там, в Москве, другие знания.

- Давайте начнем с того, что преподаватели из Москвы - из Высшей школы экономики, из Академии народного хозяйства - в рамках «Бизнкес-марафона» читали лекции в Свердловской области, и не только в Екатеринбурге, но и в других городах. Важно: читали бесплатно для предпринимателей, и в этом наша принципиальная позиция - все услуги должны быть бесплатными для предпринимателей.

Еще один важный момент. Есть такой стереотип, что предприниматели, особенно из сферы малого бизнеса, - это сплошь киоски и палатки, что это люди необразованные, и в общем-то тяги к знаниям у них нет. Принято считать, что тяга к знаниям есть только у менеджеров и топ-менеджеров. «Бизнес-марафон» в очередной раз убедил нас, что это не так: люди хотят учиться и, посетив одно из мероприятий, разобравшись в одной теме, хотят разобраться и в других вопросах - и регистрируются уже на каждый день «Бизнес-марафона». Конечно, момент «раскачки» был: в первые дни марафона зал наполнялся на половину, на три четверти, но очень быстро ситуация вошла в рабочее русло, у нас были аншлаги. Люди поняли: им это действительно нужно - они получают знания и опыт, помогающие зарабатывать. А потом предприниматели записываются уже и в другие наши проекты - скажем, в «Школу управляющих инновационными проектами».

- Очевидно, что особенно много слушателей из Екатеринбурга?

- Естественно на те мероприятия, которые проводятся в Екатеринбурге, в основном из Екатеринбурга и приезжают. В декабре, когда перемещаться по автодорогам было особенно трудно, из области людей было еще меньше, чем обычно. Но предприниматели, живущие и работающие не в Екатеринбурге, без нашего внимания не остаются - специально для них мы организуем семинары на местах. Скажем, выездные 8-часовые семинары «Школы энергоэффективности» прошли в Первоуральске, Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, Ирбите, Краснотурьинске… В декабре в Каменске-Уральском прошел цикл образовательных мероприятий, которые провели такие специалисты, как Архангельский, Гандапас, Манн, то есть «монстры», к которым всегда выстраивается очередь и к которым даже за деньги не всегда можно попасть, а для предпринимателей Каменска-Уральского они работали бесплатно.

- Как вы думаете, когда результаты всех этих образовательных программ, и прежде всего «Бизнес-марафона», проявятся в полной мере?

- В самое ближайшее время, по мере того, как и общество в целом, и экономика в частности будут выходить из череды праздников, новогодних и рождественских, настраиваться на рабочую волну. В этом смысле новогодние каникулы для многих, думаю, были очень полезными. Они дали возможность подумать. Получив стартовый пакет знаний, идеи и советы в ноябре-декабре, в течение январских праздничных дней многие пересмотрели стратегию бизнеса на 2011 год. Знания же просто так не пропадают - они всегда преобразуются в действие, в результат.

- Каковы ваши ощущения от общения с предпринимателями?

- Ощущения - самые позитивные. В малый бизнес активно пошла молодежь, и это, конечно, очень важно. Так уж объективно сложилось, что у нас активность в сфере малого и среднего бизнеса, можно так сказать, монополизирована поколением 50-60-летних. Почему - понятно: потому, что 20-25 лет назад, когда, собственно, и стартовал весь бизнес в России, именно это поколение тогда 30-40-летних стало первой волной предпринимателей.

Средний возраст участников наших мероприятий - 25-35 лет, то есть мы по сути проводим смену формаций в бизнесе, приводим в него новое поколение. Во многом этому способствует интернет, где сегодня происходит общение, где можно найти информацию практически обо всем, в том числе и о наших мероприятиях.

- Несмотря на то, что формально праздники уже позади, новогоднее настроение у многих еще остается. Мы продолжаем подводить итоги 2010 года, сроим планы на 2011 год. Что бы вы посоветовали тем, кто хотел бы открыть свое дело, но боится сделать тот самый главный решительный шаг, чтобы стать предпринимателем.

- Совет - очень простой. Когда мы заболели, мы же не боимся идти к врачу. Когда нам что-то нужно купить, мы не боимся идти в магазин. Когда мы решили заняться спортом, мы не боимся пойти в бассейн или в спортзал. Точно также не нужно бояться обращаться за помощью к программам развития предпринимательства. К сожалению, едва ли не в каждом из нас по-прежнему сидит стереотип, что органы власти - это бюрократия, волокита, и туда лучше не соваться. Но ведь где-то и по-другому.

Ну вот смотрите: один телефонный звонок нам - и вы уже в ближайший четверг можете попасть на консультацию и получить ответы на нужные вам вопросы от юристов, других специалистов, работников департамента. Это первое.

Второе: если вы боитесь не только идти, но даже и звонить, не поленитесь хотя бы зайти на сайт департамента. Все необходимые документы, положения опубликованы. Их нужно просто внимательно прочитать, и вы поймете, как воспользоваться поддержкой государства в интересах своего бизнеса. Куда пойти, где взять деньги, где получить другие меры поддержки - все расписано. Кстати, общее количество получателей поддержки в 2010 году - 47 тысяч человек.

Третье - не надо прятаться за бумаги. К сожалению, вместо того, чтобы прийти и спросить (или позвонить и спросить), люди привыкли писать бумаги «Уважаемый руководитель! Разберитесь с банком таким-то в Свердловской области - я не смог/не смогла получить кредит». Понятно, что бумага все равно возвращается к нам, и наши сотрудники пишут ответы. Хотя и правильнее, и, самое главное, эффективнее - просто прийти в ближайший четверг на встречу со специалистом нашего департамента и получить из первых уст прямой ответ на прямой вопрос. Наши сотрудники правильно рассмотрят вопрос: не «почему не дали», а что нужно сделать, чтобы дали. Хотя в некоторых случаях предпринимателям, может быть, иногда лучше обойтись вообще без банковского кредита, чем добиваться его получения любой ценой.

Еще один совет - отстаивать свои интересы через советы, объединения, отраслевые ассоциации. Ни я сам, ни сотрудники департамента при всем желании не смогут повстречаться со 187 тысячами субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированными в Свердловской области, а, скажем, со 100 союзами, вузами и т.д. я сумею в течение года повстречаться. Можно, в конце концов, просто объединиться в группы по интересам и организовать круглый стол, другое мероприятие. Пусть там будет 50 человек или даже только 20 - не важно, представители департамента придут и ответят на все вопросы.

- Пришло время попросить вас сформулировать пожелание для читателей журнала «Наши деньги. Екатеринбург».

- Пожелание на сто процентов совпадает со слоганом, под которым мы ведем свою деятельность в этом году: «Развивайте свой бизнес в Свердловской области». Это если совсем кратко. А если расшифровать, то я считаю, что сейчас самое время для начала бизнеса. Почему? Наконец-то мы выходим из кризиса, а если вспомнить периоды длинных кризисных волн в прошлом, то успешными оказывались прежде всего предприятия, которые на волне выхода из кризиса развивались, осваивали новые ниши - и давали рост в сотни процентов.

Кроме этого, значительно усилена и реально работает система государственной поддержки малого и среднего бизнеса и у нас в Свердловской области, и на федеральном уровне. Этой поддержкой надо пользоваться - хотя бы потому, что с ней будет проще и быстрее.

Еще один важный момент. Очень сложно переломить свой стереотип, когда ты уже десять (или пять) лет ведешь бизнес по одной и той же накатанной схеме. Вроде как что-то получается, вроде как есть определенная рентабельность и определенная прибыль в конце года, и ничего менять не хочется. Так вот я бы пожелал не полениться, разработать стратегию модернизации, диверсификации, каких-то изменений. Когда мы вводим что-то новое, что-то инновационное в бизнесе, мы на какое-то время получаем конкурентное преимущество и по сути монопольное положение на рынке. А когда мы получаем монопольное положение на рынке, то просто получаем более высокую прибыль, ради которой, собственно говоря, люди и занимаются бизнесом.

Желаю всем набраться смелости и сделать хоть какой-то шаг вперед, перейти на новый уровень: превратить проект в предприятие, сделать свой микробизнес - малым, свой малый бизнес - средним, свой средний бизнес - сделать крупным, выйти на международный рынок.

Официальный сайт Департамента малого и среднего предпринимательства министерства экономики Свердловской области: www.uralonline.ru

Просмотров: 3420
Читайте нас в