На пресс-конференции, посвященной грядущим ипотечным итогам 2010 года, Сергей Юрьевич Кульпин, управляющий филиалом ВТБ24 в Екатеринбурге рассказал о тенденциях рынка жилищного кредитования, подтвержденных цифрами статистики Банка
«Говорить о полном восстановлении жилищного кредитования я бы не стал», - уточнил Сергей Кульпин. По его мнению, до сих пор сохраняются негативные тенденции, которые влияют на ипотечные процессы. Самое главное - это сокращение объемов вводимого жилья. В эксплуатацию вводятся в основном объекты, заложенные еще до кризиса. Может образоваться дефицит нового жилья. И тогда, не смотря на интересные предложения от банков и активность заемщиков, объемы выдачи будут снижаться, ведь объект для покупки нужно будет еще поискать. Позитивным моментом 2010 года стало возвращение банков на рынок ипотеки. В кризис ипотека была уделом нескольких игроков: Сбербанка, ВТБ24, Газпромбанка. На рынке было 5-10 кредиторов, обеспечивающих до 90-95% объемов выдачи. Активизация других игроков сегодня - это явный плюс для потребителя.
Сергей Кульпин также отметил, что сегодня люди стали взвешенно подходить к получению кредита. С инвестиционными целями после того, как цены на жилье упали, квартиры в ипотеку не покупаются. Инвесторы ушли с этого рынка. Квартиры с помощью кредита покупают для личного проживания.
Динамика продаж ВТБ24 ипотечных кредитов в 2010 году была положительной. 1 квартал - 4689 млн.руб., 2 квартал - 6612 млн. руб., 3 квартал - 8827 млн. руб. (что на 31% превышает показатели объема продаж во 2 квартале!), и уже сегодня можно сказать, что 4 квартал покажет цифру не меньше 12251 млн. руб.
К ключевым факторам, оказавшим влияние на развитие ипотечного бизнеса Банка можно отнести оживление рынка в целом, модернизацию модели продаж и реализацию инициатив, направленных на повышение доступности ипотечного предложения банка.
Так, о смене стратегии было заявлено руководством банка еще летом. Тогда Сергей Кульпин, управляющий Уральского филиала ВТБ24 отметил, что в течение 5 лет работы банк был ориентирован главным образом на создание продвижение продуктов, которые позволяют «захватить» территории. На сегодня главная цель - удержать свою аудиторию и втрое ее увеличить за счет заранее сформированных «пакетов», нацеленных на конкретный клиентский сегмент. Дальнейшее развитие сети будет идти параллельно с развитием «пакетов» для клиентов. В 2011 году планируется открыть минимум 100 точек продаж. Так называемые предодобренные кредиты, разработанные под конкретный клиентский сегмент, уже сегодня предлагаются банком. В результате клиенту не нужно самому искать среди продуктовой линейки то, что ему подходит, он сможет выбрать уже готовое и «почитанное» предложение.
На вопрос о прогнозах на 2011 год, касающихся ипотеки, Сергей Кульпин сказал, что аналитики ВТБ24 ожидают несколько больших темпов роста экономики, чем в 2010 году, инфляция составит примерно 8,5-9%. Население оправится окончательно от шока и начнет больше брать кредитов. Государство продолжит политику поддержки ипотечного рынка. По прогнозам ВТБ24 в течение 2011 года объем ипотечного рынка вырастет с 1310 до 1585 млрд. рублей. А прирост ипотеки в целом по банковской системе может составить 20-21%. Государственные программы останутся лучшими по цене предложениями на рынке. Будут ли еще снижаться по ним процентные ставки - сказать пока сложно.