Банковские счета физлиц и компаний, вызывающие обоснованные подозрения в легализации преступных доходов, могут быть закрыты без решения суда. Законопроект, предлагающий подобную меру, будет рассмотрен Госдумой. Борьбе с отмыванием норма не поможет, зато позволит банкам устранять неудобных или небогатых клиентов, полагают эксперты
Поправки позволят банкам закрывать счета «в случае неоднократного представления клиентом недостоверной информации», неоднократного совершения клиентом «подозрительных операций», а также при наличии информации, «дающей основания полагать», что гражданин или юрлицо могут осуществлять операции по легализации доходов.
Что должно стоять за этими «подозрениями» и «основаниями полагать», в законопроекте не уточняется. Но заподозрить отмывание или финансирование терроризма можно в случае, «если есть сведения об участии клиента в террористической деятельности», а также «если проводимая клиентом сделка запутана, не имеет очевидного экономического смысла и не соответствует видам деятельности организации».
Любопытно, что, заподозрив в клиенте преступника, банк должен будет послать ему письменное уведомление и либо выдать ему остаток средств со счета, либо перечислить его средства на другой счет, предложенный клиентом.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, цель законопроекта – приведение национального законодательства в соответствие с Сорока рекомендациями и Девятью специальными рекомендациями FATF (The Financial Action Task Force on Money Laundering).
«Предоставление банку законных оснований отказаться от обслуживания клиента, к которому есть серьезные претензии с точки зрения закона о легализации доходов, призвано обезопасить банк от возможных негативных последствий и привести законодательство в соответствие с международной практикой», – говорит Ольга Беленькая, заместитель руководителя аналитического департамента ИК «Совлинк».
Правда, сами банкиры утверждают, что у них и сейчас, без дополнительных поправок, «есть масса способов отказать подозрительным клиентам, исходя из действующей нормативной базы Финмониторинга и ЦБ». «В крайнем случае, если у банка возникают подозрения в попытке отмыть деньги, можно банально придраться к документам – к паспорту физлица или учредительным документам, если это юрлицо, – утверждает сотрудник одного из банков. – Не тот штамп, низкого качества фотографии или, может, вы кофе вылили пять лет назад на паспорт, и в банке это могут использовать для отказа».
«В конце 90-х были случаи, когда в банк вваливались темные личности с чемоданами наличных и хотели положить их на счет, – вспоминает другой сотрудник, отвечающий за безопасность в своей кредитной организации. – Тут сразу понятно, чем дело пахнет, и никакой банк такие чемоданы не принимал. Отказать ему проблемы не было, никто (из таких клиентов) в суд не побежит».
Другое дело – закрытие неработающих счетов, на которых лежат «какие-то копейки», а операции по ним не проводятся несколько лет. «Вот для их закрытия хотелось бы иметь основания», – говорят банкиры. Правда, к отмыванию эти счета имеют мало отношения – как правило, это совершенно безобидные, например старые зарплатные, счета. Сейчас закон дает банкам право закрывать такие счета только в случае, если в течение двух лет на нем не было средств.
Депутат Госдумы с большим банковским опытом Павел Медведев невысоко оценил поправки своего коллеги. «Законопроект абсурден! – категоричен он. – Особенно бессмыслен последний абзац – о том, что если уже после открытия счета в банке подозревают преступника, то ему все равно выдаются деньги на руки или перечисляются в другой банк».
От такого закона может быть только вред, уверен Медведев. «Этот законопроект широко открывает двери для произвола: он позволит устранять неудобных клиентов, с крошечными деньгами, с которыми банкам нет охоты возиться, – говорит он. – Это прекрасный способ спихнуть их в другой банк».
Однако, несмотря на «очевидную абсурдность» закона, Медведев не исключает, что его примут. Демонстрация борьбы с отмыванием во время кризиса выглядит особенно выигрышно.