За первое полугодие 2009 года продажи автомобилей в кредит сократились в пять раз. Провал автокредитования стал важнейшей причиной коллапса авторынка, уменьшившегося наполовину
Стремительное падение
Первая половина 2008 года была не в пример удачнее. Рынок кредитования рос на протяжении долгих пяти лет. В прошлом году за шесть месяцев он показал фактически исторический максимум для отечественного автокредитования и стал главной движущей силой отечественного автомобильного рынка. Осенью ситуация начала ухудшаться. Банки повысили ставки и ужесточили условия получения кредитов. Значительно уменьшились объемы выдачи денег. Эти меры не замедлили сказаться на уровне продаж. Так, если в летние месяцы 2008 года каждый второй новый автомобиль покупался в кредит, то к концу года объемы сбыта машин, приобретенных с “участием” заемных средств, упали на 15-20%.
Декабрь и самое начало 2009 года (первый квартал) – тяжелое время для автокредитов, россияне приобретали по 10-15 тысяч машин в месяц. Многие банки свернули программы, либо сократили лимиты выдачи в 5-10 раз. Из крупных “игроков” осталось около десятка, хотя прежде было около сотни. Ставки увеличились с 12 – 14% до 25 – 30% годовых. В январе курс доллара стремительно скакнул вверх и программа кредитования и вовсе стала невыгодной для банков – деньги временно стали держать в валюте.
К весне наметились признаки некоторой стабилизации системы кредитования. Многие автопроизводители объявили свои собственные кредитные программы совместно с крупными банками. Валюта стабилизировалась, начала действовать схема льготного автокредитования от правительства России. Впрочем, эта мера пока не проявила себя эффективной: удается продавать около 6 тысяч машин в месяц, что очень мало.
Надежда на льготы
Недавнее правительственное решение об увеличении стоимости "льготных" автомобилей с 350 до 600 тысяч рублей, а также снижение первоначального взноса с 30% до 15% может открыть у системы кредитования второе дыхание. Плюс ее в том, что теперь расширился перечень легковых моделей отечественной сборки, который к тому же дополнен легким коммерческим транспортом. “Когда программа заработает, продажи могут скакнуть вверх, до 12-15 тысяч автомобилей в месяц”, – сообщил Сергей Целиков, директор аналитического агентства “Автостат” корреспонденту GZT.RU.
Его оптимизм не разделяет Наталья Орлова, главный экономист Альфа-Банка. По ее словам, со стороны банков привлекательность в сегменте снизилась. “Спрос сократился, зарплаты урезаны, а вместе с ними и покупательская способность населения”. Орлова отмечает, что в данной ситуации банки рискуют остаться через несколько лет с залогами в виде автомобилей. “Правительственные меры имеют определенный эффект”, – сообщила она в беседе с корреспондентом GZT.RU. Однако экономист убеждена, что при 10% падении экономики, попытка поддержать ее только через автопромышленность вряд ли будет результативной.
“Несмотря на наметившиеся позитивные сдвиги, думаю, все же не стоит рассчитывать на то, что в короткие сроки ставки вернутся на свои докризисные уровни, поскольку экономика находится только в начале пути к восстановлению”, – считает Олег Скворцов, заместитель председателя правления Абсолют Банка. Скворцов озвучил и причину, по которой кредиты стали дорогими. По его мнению, желая свести к минимуму риски кредитования и принимая на себя ответственность за сохранность средств вкладчиков, кредитные институты были вынуждены корректировать свою кредитную политику, повышая процентные ставки и ужесточая требования к платежеспособности потенциальных заемщиков.