Купить автомобиль в кредит стало впятеро труднее

15.07.2009 14:49
Скопировать ссылку

За первое полугодие 2009 года продажи автомобилей в кредит сократились в пять раз. Провал автокредитования стал важнейшей причиной коллапса авторынка, уменьшившегося наполовину

Как сообщает “Автостат”, продажи автомобилей в кредит демонстрируют пятикратный обвал по сравнению с аналогичным периодом за прошлый год. За первые шесть месяцев текущего года было реализовано 130-150 тысяч автомобилей, При этом за аналогичный период 2008 года в кредит было продано около 700 тысяч новых автомобилей. Сегмент рухнул примерно на 80%. Продажи новых автомобилей за наличные средства в течение первого полугодия снизились не так значительно, на 18-20%. При этом весь авторынок, по данным того же агентства, сократился наполовину. По мнению экспертов из "Автостата", причиной катастрофического сокращения спроса на новые автомобили стала нехватка доступных автокредитов.

Стремительное падение

Первая половина 2008 года была не в пример удачнее. Рынок кредитования рос на протяжении долгих пяти лет. В прошлом году за шесть месяцев он показал фактически исторический максимум для отечественного автокредитования и стал главной движущей силой отечественного автомобильного рынка. Осенью ситуация начала ухудшаться. Банки повысили ставки и ужесточили условия получения кредитов. Значительно уменьшились объемы выдачи денег. Эти меры не замедлили сказаться на уровне продаж. Так, если в летние месяцы 2008 года каждый второй новый автомобиль покупался в кредит, то к концу года объемы сбыта машин, приобретенных с “участием” заемных средств, упали на 15-20%.

Декабрь и самое начало 2009 года (первый квартал) – тяжелое время для автокредитов, россияне приобретали по 10-15 тысяч машин в месяц. Многие банки свернули программы, либо сократили лимиты выдачи в 5-10 раз. Из крупных “игроков” осталось около десятка, хотя прежде было около сотни. Ставки увеличились с 12 – 14% до 25 – 30% годовых. В январе курс доллара стремительно скакнул вверх и программа кредитования и вовсе стала невыгодной для банков – деньги временно стали держать в валюте.

К весне наметились признаки некоторой стабилизации системы кредитования. Многие автопроизводители объявили свои собственные кредитные программы совместно с крупными банками. Валюта стабилизировалась, начала действовать схема льготного автокредитования от правительства России. Впрочем, эта мера пока не проявила себя эффективной: удается продавать около 6 тысяч машин в месяц, что очень мало.

Надежда на льготы

Недавнее правительственное решение об увеличении стоимости "льготных" автомобилей с 350 до 600 тысяч рублей, а также снижение первоначального взноса с 30% до 15% может открыть у системы кредитования второе дыхание. Плюс ее в том, что теперь расширился перечень легковых моделей отечественной сборки, который к тому же дополнен легким коммерческим транспортом. “Когда программа заработает, продажи могут скакнуть вверх, до 12-15 тысяч автомобилей в месяц”, – сообщил Сергей Целиков, директор аналитического агентства “Автостат” корреспонденту GZT.RU.

Его оптимизм не разделяет Наталья Орлова, главный экономист Альфа-Банка. По ее словам, со стороны банков привлекательность в сегменте снизилась. “Спрос сократился, зарплаты урезаны, а вместе с ними и покупательская способность населения”. Орлова отмечает, что в данной ситуации банки рискуют остаться через несколько лет с залогами в виде автомобилей. “Правительственные меры имеют определенный эффект”, – сообщила она в беседе с корреспондентом GZT.RU. Однако экономист убеждена, что при 10% падении экономики, попытка поддержать ее только через автопромышленность вряд ли будет результативной.

“Несмотря на наметившиеся позитивные сдвиги, думаю, все же не стоит рассчитывать на то, что в короткие сроки ставки вернутся на свои докризисные уровни, поскольку экономика находится только в начале пути к восстановлению”, – считает Олег Скворцов, заместитель председателя правления Абсолют Банка. Скворцов озвучил и причину, по которой кредиты стали дорогими. По его мнению, желая свести к минимуму риски кредитования и принимая на себя ответственность за сохранность средств вкладчиков, кредитные институты были вынуждены корректировать свою кредитную политику, повышая процентные ставки и ужесточая требования к платежеспособности потенциальных заемщиков.

Просмотров: 1234
  • Метки:
Читайте нас в