Правительство занялось перепрогнозированием экономики
Прогноз Аркадия Дворковича чуть ниже обновленного прогноза Минэкономразвития. По базовому сценарию ведомства, рассчитанному при среднегодовой цене на нефть $50 за баррель, рост ВВП в 2009 году составит 2,4%.
Вице-премьер - министр финансов Алексей Кудрин на прошлой неделе заявлял, что в 2009 году экономика России вырастет на 3%. Еще в октябре министр экономического развития Эльвира Набиуллина говорила о том, что прогноз по росту ВВП в 2009 году на 6,7% "вполне достижим".
Российские власти пересматривают прогнозы, ориентируясь на состояние мировой экономики, которое продолжает ухудшаться. О рецессии (спад ВВП на протяжении двух кварталов подряд относительно того же времени годом ранее) в своих экономиках объявил целый ряд стран Европы: Германия, Италия, Испания, Швеция. Ожидается, что большинство других государств Европы войдут в стадию рецессии в 2009 году. В США в декабре 2008 года было объявлено, что страна вошла в стадию рецессии годом ранее, в декабре 2007 года. При этом в США рецессией называется не падение ВВП в течение двух кварталов, а общий спад в экономике, который характеризуется в том числе и ростом безработицы, и уменьшением зарплат.
Рецессия в статистике и в головах
По экономическим показателям Россия пока далека от рецессии: в первом квартале 2008 года экономика подросла на 8,5%, во втором - на 7,5%, а в третьем - на 6,2% по сравнению с тем же периодом годом ранее. По последним прогнозам Минэкономразвития, в четвертом квартале увеличение ВВП составит 2,6%. По итогам года ожидается, что экономика России вырастет на 6% из-за высоких темпов роста в первом полугодии.
Несмотря на утешительную статистику, замминистра экономического развития Андрей Клепач на прошлой неделе заявил: "Рецессия уже началась, и двумя кварталами это не ограничится".
На следующий день заявление Андрей Клепача опроверг Алексей Кудрин, заявивший что рецессиии в России "пока нет".
Вероятно, замминистра экономического развития подтолкнул к подобному заявлению спад промпроизводства в ноябре 2008 года. Если в октябре промышленность упала на 2,8% по сравнению с сентябрем (рост 0,6% к сентябрю 2007 года), в ноябре падение составило 10,8% к октябрю этого года (8,5% к ноябрю 2007 года). Однако по итогам года Минэкономразвития рассчитывает увидеть рост промпроизводства минимум на 1,9%. По базовому прогнозу Минэкономразвития, в 2009 году произойдет спад промышленного производства на 3,2%.
Невозможное хотят сделать возможным
В обновленном прогнозе Минэкономразвития пишет, что замедлить спад промпроизводства в 2009 году позволят принятые правительством стимулирующие меры. На следующей неделе антикризисная комиссия, возглавляемая первым вице-премьером Игорем Шуваловым, должна составить список из 500 системообразующих предприятий и подготовить меры по их господдержке.
Государство пошло навстречу бизнесу, отказавшись одновременно поднимать тарифы на услуги естественных монополий (кроме тарифов на электроэнергию): они будут расти поквартально. Все эти меры должны привести к росту российской экономики уже во втором квартале 2009 года - такова официальная позиция государственных чиновников.
Однако, как они сами неоднократно заявляли, состояние российской экономики зависит от мировой. Которая, по различным прогнозам аналитиков, начнет восстанавливаться не раньше 2010 года.
Как остановить падение промышленности?
Владимир Головнев / первый зампред комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству (фракция «Единая Россия»), сопредседатель «Деловой России»
Боюсь, что не скажу ничего другого, кроме того, о чем говорят уже все: деньги должны прийти в реальный сектор экономики, чего пока не происходит.
Предприятие сегодня не может взять кредит - я имею в виду не «монстров» вроде «Газпрома», а какую-нибудь среднюю компанию. Банки работают по принципу, как в фильме «Москва слезам не верит»: всех впускать - никого не выпускать. То есть гасить все обязательства по уже выданным кредитам, а новых кредитов не выдавать.
При этом стоит учитывать еще тот момент, что достаточно долго отечественные предприятия брали так называемые бланковые кредиты. А потому хорошо подготовленной залоговой базы у них тоже сейчас нет.
Кроме того, и сами банки также не всегда играют положительную роль. Ведь им зачастую оказывается выгоднее играть на какой-нибудь курсовой разнице, нежели давать деньги предприятиям под разумный процент и смотреть за ними.
В общем, получается множество нюансов, из-за которых деньги не идут. Хотя мы стараемся работать дальше - и с банками, и с правительством.
Александр Мурычев / первый исполнительный вице-президент РСПП, председатель совета Ассоциации региональных банков России, доктор экономических наук
Действия должны быть как целевыми (в частности, правительство правильно выделяет 1,5 тысячи системообразующих предприятий), так и общеэкономическими. Что касается денег, то они обязаны быть подконтрольными и распределяться по утвержденному порядку, под которым должны подписаться как уполномоченные банки, так и сами предприятия.
То есть должно быть понятно, на какие цели идут средства, должна быть понятна процентная ставка, зарабатываемая маржа и комиссионные посредников, срочность денег и так далее.
А так нужно создавать общие условия для всех с учетом того, что в 2009 году нас ждет тяжелый кризис (сейчас мы пока испытываем только первые признаки, которые прежде всего выражаются в нехватке оборотных средств у предприятий и в резком падении спроса).
Нужен общий фон, общие условия, которые бы снижали нагрузку на экономику в целом. В частности, я имею в виду резкое снижение роста тарифов (а лучше, чтобы этого роста вообще не было) и уменьшение (а главное - не повышение) налоговой нагрузки.
Эти меры коснулись бы вообще всех, у нас ведь в конце концов не 1,5 тысячи предприятий, а буквально миллионы.
Вячеслав Глазычев / председатель комиссии Общественной палаты по региональному развитию
Я бы сформулировал вопрос иначе: как использовать падение производства для модернизации промышленности, которую уже давно стоило произвести. Конечно, лучше было бы делать все без кризисных явлений, но раз уж так вышло... В конце концов, целый ряд производств мог держаться только за счет того, что была очень высокая конъюнктура на рынке и очень низкие зарплаты. Но в меняющемся мире и дальше ориентироваться на это будет невозможно, потому что всюду гораздо серьезнее кризис структурный, чем, допустим, финансовый.
Изменится структура спроса и в США, и в Европе, а за этим неизбежно поменяется Азия, так как она ориентирована на экспорт и быстро переключиться на внутренний рынок не сможет.
Значит, нам сейчас нужно смягчать проблему чисто социальными средствами, но главное - сосредоточиться на перевооружении, смене технологий и решительном сокращении числа занятых в производстве.
При этом понятия вроде «градообразующее предприятие» - вредные и устаревшие. Если удается, нужно такие предприятия модернизировать или вообще строить новые, что иногда оказывается проще. Людей же надо переобучать и переориентировать, а также способствовать самозанятости и развитию малого и среднего предпринимательства, что является основным мировым трендом.
КСЕНИЯ БАТАНОВА, ОПРОС ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ