У граждан цены растут быстрее, чем у Росстата
Росстат оценивает удорожание продуктов питания в последние два месяца в 3,1% (в июне — на 1,7%, в июле — на 1,4%).
Однако 80% респондентов НАФИ уверены, что продукты подорожали более чем на 5% (см. таблицу).
У большинства граждан, считающих свое материальное положение хорошим, цены выросли на 5-10%. Наибольшая доля граждан, считающих свой достаток средним, почувствовали удорожание на 5-15%. А вот большинство тех, кто считает свое положение плохим, почувствовали удорожание продуктов на 10-20%.
Чем большую долю доходов человек тратит на пропитание, тем выше оказался его субъективный уровень инфляции, отмечает замдиректора НАФИ Юлия Барабанова.
За последний год доля людей, считающих темпы инфляции очень высокими, сократилась: с 62% до 52%.
Опрошенные знают, что хлеб, мука, макароны, крупы подорожали в последнее время сильнее, чем овощи, мясо, молочная продукция.
В начале лета сильно подорожало зерно. Как следствие вскоре стали дорожать хлеб, мука, макароны.
По данным Росстата, в июле мука стала дороже на 11,1%, хлеб — на 7,2%, макароны — на 3,5%.
Почти половина (46%) тех, у кого на продукты уходит лишь четверть зарплаты, считают, что инфляция в последние два месяца была умеренной. Две трети граждан, тратящих на еду больше 75% семейного бюджета, считают, что цены растут очень быстро.
У респондентов “Левада-центра” цены в первом полугодии тоже росли не так, как у Росстата. По их мнению, цены с января выросли на 25% (по данным Росстата — на 6,6%).
В начале 2007 г. центр проводил аналогичный опрос, тогда опрошенные утверждали, что на 25% цены выросли за весь 2006 год (по данным Росстата — на 9%).
Чем старше человек и чем ниже его социальный статус, тем быстрее для него растут цены, замечает замдиректора “Левада-центра” Алексей Гражданкин. Для пенсионеров инфляция с начала года уже составила 44%, для предпринимателей — 17%. “Для большинства россиян данные Росстата — это голубая мечта, хотя люди склонны свои проблемы преувеличивать в опросах”, — говорит Гражданкин.
Росстат измеряет “среднюю температуру по больнице”, считает исполнительный директор Центра развития Наталья Акиндинова. А граждане замечают лишь внезапный рост цен на отдельные товары.
У каждого своя правда: причина расхождения официальных данных с народными — в разных потребительских корзинах, уверен эксперт Центра макроэкономического анализа и прогнозирования Игорь Поляков. “Граждане оценивают инфляцию, в основном ориентируясь примерно на 30 основных товаров и услуг (в основном продукты), а Росстат мерит цены 380 позиций еженедельно”.
В последние два месяца особенно подорожали продукты питания, поэтому бедняки и фиксируют высокую инфляцию. А если бы подскочила цена на услуги, на дороговизну жаловались бы состоятельные люди, полагает экономист Merrill Lynch Юлия Цепляева.
В прошлом году Росстат впервые рассказал, как он рассчитывает инфляцию. Среднестатистическая потребительская корзина на 42,7% состоит из расходов на еду, 33,7% трат приходится на непродовольственные товары и 23,5% — на оплату услуг. Самые весомые статьи расходов, по его данным, — мясные продукты (10,7% ), алкоголь (7,1%), коммунальные платежи (6%) и одежда (5,2%).
Недоверие граждан к госстатистике не только российская проблема, отмечает Цепляева. Министерство национальной статистики Великобритании разместило на официальном сайте персональный инфляционный калькулятор, с помощью которого граждане могут высчитывать “собственную инфляцию”. В январе руководитель Росстата Владимир Соколин пообещал россиянам такой же, отметив, что на его разработку уйдет не меньше полутора лет.