Уральский банк Сбербанка, СберМобайл и Челябинский кузнечно-прессовый завод (ЧКПЗ) в рамках международной конференции AI Journey 2025 продемонстрировали«AI-ассистента сервисного инженера-робототехника», интеллектуального помощника для специалистов промышленных предприятий, - сообщает пресс-служба Сбера. Решение создано на основе технологий GigaChat, машинного обучения и обработки естественного языка (NLP), и предназначено для автоматизации диагностики и обслуживания промышленного оборудования.
«AI-ассистент сервисного инженера-робототехника», внедренный для ЧКПЗ, функционирует в формате интерактивного чата, к которому инженер обращается с вопросами по техническому обслуживанию, настройке или ремонту роботов и станков, - рассказывают в банке, - система находит релевантные ответы в корпоративной базе знаний предприятия, анализирует документацию и предоставляет пошаговые рекомендации по устранению неисправностей, а также хранит архив данных по предыдущимобращениям.
Внедрение умного ассистента позволит ЧКПЗ сократить время диагностики и ремонта оборудования, снизить вероятность ошибок, а также повысить предсказуемость и эффективность обслуживания, - отмечается в сообщении. Решение аккумулирует знания инженерных команд, обеспечивая их сохранение и передачу новым специалистам.
«Перед российской промышленностью стоит стратегическая задача достичь значительного роста производительности труда. Сейчас по этому показателю в разных отраслях мы уступаем экономикам развитых стран от 40% до четырёх раз. Поэтому нам требуются прорывные технологии, и искусственный интеллект может дать взрывной рост. Новый AI-ассистент поможет предприятиям масштабировать экспертизу и снимет рутинную нагрузку с инженеров. Это вклад в формирование новой производственной культуры, где знания и опыт специалистов усилены технологиями и работают на общий рост эффективности», - комментирует Пётр Колтыпин, вице-президент Сбербанка, председатель Уральского банка.
«Сегодня промышленность нуждается не только в автоматизации, но и в интеллектуальной поддержке инженерных процессов. Мы использовали технологические возможности GigaChat, чтобы создать систему, которая не просто ищет ответы, а понимает контекст инженерного вопроса. AI-ассистент помогает специалистам быстрее находить решения, снижать простои и повышать надёжность оборудования. Мы создаем инструмент, который делает экспертизу доступной в один клик», - говорит Виктор Маркелов, заместитель генерального директора по развитию бизнес-рынка, проектов и процессов СберМобайл.
На следующем этапе планируется интеграция ассистента с системами предиктивной аналитики и цифровыми двойниками производственных объектов, созданными на базе платформы искусственного интеллекта вещей SberMobileAIoT. Это позволит осуществлять проактивное обслуживание оборудования на основе прогнозирования возможных неисправностей и сократить неплановые простои.