Центробанк намерен протестировать сервис, помогающий банковским клиентам разобраться в условиях подписываемого ими договора. Об этом в ходе конференции «Фокус на клиента» рассказала глава регулятора Эльвира Набиуллина.
Она подчеркнула, что невозможно заставить людей тщательно читать договора, но даже если человек сделал это, нет гарантии, что он понял все условия. При этом сделать договора более читабельными не получится: они составляются с учётом законодательных и регуляторных требований, которые нельзя отменить, так как они введены на благо потребителя.
«Мы сделали пилот с участниками рынка, чтобы подкрепить потребителя искусственным интеллектом, чтобы искусственный интеллект читал договор... Что очень важно: этот искусственный интеллект — не продукт продавца, это должен быть независимый продукт. Мы обсуждаем, где он должен быть, чтобы было доверие, что он не подкручен специально под нужды того, кто продукт продаёт»,- рассказала Эльвира Набиуллина.
По её словам, в тестировании вызвались участвовать 10 крупных банков, а первые результаты будут получены к концу марта 2026 года.
Согласно опросу, проведённому ЦБ в конце 2024 года, 6% россиян не читали индивидуальные условия своего последнего кредитного договора, а 5% признались, что ничего не поняли. При этом примерно треть опрошенных потратили на ознакомление с договором менее 5 минут.