Многие из нас задумываются о покупке цветов не только в дни рождения близких или на свадьбу, но и на знаковые праздники - 8 марта и 1 сентября. Эксперты Свердловского филиала Россельхозбанка оценили рынок цветов в регионе и узнали у выпускников «Школы фермера», которые профессионально занимаются цветоводством, насколько сейчас изменился этот рынок, пишет пресс-служба банка.
В России и в Свердловской области отмечается устойчивый рост производства цветочной продукции. Рынок цветов меняется, адаптируясь к новым условиям и наращивая собственные производственные мощности.
Выпускник «Школы фермера» РСХБ в Свердловской области Светлана Белякова, которая уже несколько лет занимается выращиванием тюльпанов отмечает, что рынок цветов меняется в положительную сторону. «Наблюдается рост рынка и изменение ассортимента цветов. Если раньше, традиционными цветами для выращивания были розы, тюльпаны, хризантемы и гвоздики, то сейчас добавились разные виды горшечных цветов», – комментирует Светлана.
Статистику выпускника поддерживают и общероссийские цифры. По данным «Платформы ОФД», чаще всего в августе выбирают розы, хризантемы, герберы, пионы, эустомы. Больше всего спрос вырос на пионы – число покупок в стране именно этих цветов увеличилось на 16% в годовом выражении.
Эксперты РСХБ отмечают, что спрос на цветы по традиции растет в последнюю неделю августа, перед 1 сентября. Больше всего заказов фиксируется через интернет-магазины, меньше – через офлайн покупки. В последние несколько лет наблюдается тенденция к сбору групповых заказов от классов и ухода от индивидуальных заказов. Это подтверждает и Светлана Беляева. «Если говорить про весенние букеты цветов, то к тюльпанам добавляются крокусы, нарциссы, гиацинты – луковичные первоцветы. Сейчас активно развиваются в стране производство горшечных цветов, например, выращивание орхидей», – добавляет Светлана.
По данным ТАСС, в нашей стране функционирует более 135 тепличных предприятий, занимающихся выращиванием цветов в защищенном грунте, а общая площадь теплиц составляет 325 гектаров. В Свердловской области также можно найти предприятия, которые занимаются выращиванием декоративных цветов. Например, предприятие в селе Арамашево. В этом году здесь к 8 марта вырастили два миллиона тюльпанов. Цветы в хозяйстве, которое является клиентом РСХБ, выращивают не в грунте, а в воде. Теплица является одной из самых больших в Свердловской области, ее площадь составляет порядка пяти тысяч квадратных метров.
Выпускник «Школы фермера» Светлана Белякова говорит, что в цветочном бизнесе также есть свои модные тренды.
«В цветочной индустрии есть свои модные тенденции, также как и в моде на одежду, или сумки, – комментирует производитель, – допустим, всегда были в моде розы. А сейчас в моду пытаются ввести горшечную розу из-за практичности. Если говорить, например, про тюльпаны, то если раньше покупали несколько одинаковых цветов, то сейчас покупатель хочет букет тюльпанов разного окраса, оформленными в корзине или каком-то необычном виде. Но при этом процент классически оформленных цветов – роз, тюльпанов – остается. Особенным трендом на сегодняшний день в цветочной моде стали полевые цветы. Некоторые фермеры специально выращивают полевые цветы для продажи на мероприятия, оформления ресторанов, гостиниц, салонов красоты».
Слова цветовода подтверждают и другие эксперты рынка. В 2025 году цветочное декорирование изменилось. В моду вошли также контрастные композиции с яркими цветовыми сочетаниями и порой необычными комбинациями, например, полевых цветов и классических роз. Букеты сейчас во многом выполняют роль запоминающегося подарка, с необычным эффектом.
Российский рынок цветов каждый год развивается и основными факторами, влияющими на его развитие являются изменения курса валют, логистика, климат и сезонный спрос. Развивать рынок цветов помогают и девелоперы, считают эксперты РСХБ. Крупные застройщики сейчас все чаще или выступают заказчиками проектов по озеленению, или сами занимаются благоустройством придомовых территорий. По словам директора ландшафтного фестиваля «Атмосфера» Юлии Сорокиной – озеленение является наиболее экономичным инструментом маркетинга для застройщиков. Кстати, благодаря Юлии несколько лет подряд на главной площади Екатеринбурга в рамках фестиваля «Атмосфера» появлялся сад, а в 2023 году, РСХБ на фестивале «Атмосфера» представил горожанам настоящее уральское поле пшеницы.
Светлана Белякова говорит, что в Свердловской области работают компании, как большие, так и маленькие, которые выращивают цветы. «Чаще всего они совмещают выращивание тепличных, под срез цветов, и горшечных. Есть хозяйства, которые, например, выращивают розы на гидпропонике. Развит и рынок частных компаний, которые выращивают комнатные растения», – комментирует эксперт. Фермер планирует в этом году расширить свой ассортимент и занимается разведением съедобных цветов для ресторанов, а также увеличить количество горшечных цветов, например, для подарков учителям.